ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Советский модернизм


Промышленную архитектуру столицы 1960–1970-х годов советуют сохранить

На Московском урбанистическом форуме, когда речь шла о сохранении архитектурного наследия, иностранные участники неоднократно подчеркивали, что художественную ценность в столице представляют не только дореволюционный модерн, конструктивизм 1920–1930-х годов и послевоенный сталинский ампир, но и архитектурный стиль 1960–1970-х годов, именуемый советским модернизмом.

До последнего времени за сохранение архитектуры этого периода никто особо не ратовал, в Москве активно перестраиваются призматические кинотеатры этого периода и едва не пошло под снос знаменитое здание Центрального дома художника на Крымском Валу. Между тем в мире все больше растет интерес к данному стилю и предпринимаются попытки реконструкции модернистских зданий с полным сохранением их внешнего вида. Стоит отметить, что на протяжении всей советской эпохи лучшие архитекторы создавали проекты не только общественных зданий, но и промышленных объектов. Поэтому вопрос о «советском модернизме» поднимался сразу на двух панелях форума, посвященных как реорганизации промзон, так и сохранению культурного наследия.

Площадь территорий индустриального назначения в Москве велика – 18 тыс. га, это 17% территории города в его старых границах. При этом, согласно статистике, каждое четвертое здание, которое строится на территории Москвы в границах МКАД, возводится на территории бывших промзон. В ходе реорганизации территории промзон в части из них здания промышленного назначения сохраняют свой функционал, превращаясь в технопарки и иннополисы, другая же часть полностью застраивается заново.

Редевелопмент промзон

По словам руководителя Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвеста) Константина Тимофеева, реализация программы реорганизации промышленно-коммунальных территорий в городе сегодня тесно связана с реализацией ряда других программ, таких как программа реновации и программа долевого строительства. В этом году на заседании Градостроительно-земельной комиссии под председательством Мэра был утвержден целый ряд проектов планировки для реорганизации промзон. Речь идет о таких территориях, как ул. Люблинская, 72 (застройщик – группа компаний «ПИК»), где предполагается возвести недвижимости на 1,5 млн кв. м, из них 100 тыс. кв. м – жилье по программе реновации. Еще один утвержденный проект – промзона по адресу: Боровское шоссе, 2, где предполагается построить 724 тыс. кв. м недвижимости, несколько десятков тысяч из них – жилье по программе реновации.

Другой застройщик – компания «РГ-девелопмент» реализует проект реновации промзоны по адресу: ул. Вольная, дом 28. Там общая площадь застройки составит 150 тыс. кв. м, 10 тыс. из которых будут отданы под программу реновации.

Застраивается и территория фабрики «Свобода» по адресу: ул. Вятская, 47–49, там предполагается построить около 400 кв. м недвижимости.

4.jpg

Что же касается долевого строительства, то вести его для строительных компаний на территории бывших промзон выгодно, поскольку на промышленно-коммунальные территории не распространяется ограничение «один застройщик – один объект», если застройка ведется в рамках одного проекта планировки. И застройщик может получить на одно юридическое лицо несколько разрешений на строительство.

На рынке редевелопмента промзон сегодня, по словам Константина Тимофеева, доминируют несколько лидеров – крупные строительные компании с сильным менеджментом и опытными группами проектировщиков. И они создают комплексно комфортную городскую среду, а не просто строят один дом за другим.

Самая главная проблема, в прежние годы мешавшая приступить к освоению промышленно-коммунальных территорий, – наличие в большинстве промзон нескольких собственников земельных участков и строений. Для ее решения на федеральном уровне был разработан и принят Закон о комплексном освоении промзон № 373-ФЗ, в теории призванный понуждать собственников неэффективно используемых бывших производственных территорий к их редевелопменту. Однако, по словам Константина Тимофеева, на практике этот нормативный акт оказался неработающим документом, реально решать проблему начала освоения промзон приходится, либо договорившись со всеми собственниками, либо через выкуп территории.

Зачастую, ситуация такова, что территория могла бы развиваться, и большинство собственников согласны с планами редевелопмента, но есть один или два собственника, которые привыкли жить за счет сдачи помещений в аренду и не хотят никаких перемен. Давить на них можно только экономическими методами: город будет делать проект планировки территорий таких промзон и одновременно поднимать кадастровую стоимость участка, чтобы использовать свои помещения по-старому стало невыгодно, таким образом, стимулируя инвесторов к реорганизации.

Вдохнуть новую жизнь

Государственный архитектор Нидерландов Флорис Алкемаде поднял на панели вопрос о сохранении и интеграции в городскую среду шахтоуправления и наземных строений некогда крупнейшей шахты Рурского региона Германии Цоллферайнп постройки 1985 года. Для зданий нашлось новое функциональное назначение, а ЮНЕСКО объявило этот комплекс объектом Всемирного культурного наследия, и теперь там культурный и творческий центр Эссена. Генеральный директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский продолжил тему сохранения промышленных зданий, обнародовав результаты обследования московских промзон, проведенного его агентством. Оказалось, что из 47 территорий, предусмотренных Генпланом к реновации за утрату своего первоначального назначения, в 24 уже имеются выявленные памятники историко-культурного наследия. Всего же в этих промзонах было обнаружено порядка 70 объектов, каждый из которых мог бы стать вновь выявленным памятником. И это не случайно, ведь в СССР царил культ индустрии, промышленный рабочий класс был объявлен авангардом общества, и проекты заводских корпусов создавались лучшими архитекторами своего времени. В них были воплощены уникальные технологии и редкая по тем временам и по своей эстетической составляющей архитектура, которая может придать идентичность окружающим районам города.

3.jpg

Пока такое приспособление старых зданий к новым целям, их консервация в Москве выполняется лишь в отношении промышленных зданий дореволюционной постройки, архитектур ная ценность которых бесспорна. Так, Центральная городская электростанция превращена в культурно-просветительский центр, старое пожарное депо с каланчой в Сокольниках стало административным зданием пожарной службы. Имеются и другие примеры такого приспособления без реконструкции: в газгольдерах бывшего Московского газового завода «АРМА» разместился офисно-деловой центр, новое назначение нашел и ансамбль зданий Товарищества «Проводник» (в советское время – электрозавод имени Куйбышева), здания завода «Электролуч» и тонкосуконной фабрики имени Петра Алексеева. Но сегодня речь идет о сохранении представляющих архитектурный интерес промышленных зданий, построенных в 30–70-е годы прошлого века. И зачастую, по мнению Сергея Георгиевского, вдохнуть новую жизнь в старые корпуса просто экономически выгоднее, чем все снести и строить новые здания на освободившемся пространстве.

Первые шаги

Подробнее эту тему обсудили на панели форума «ХХ век представляет. Практики и подходы к наследию прошлого века». Руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов отметил, что архитектурное наследие ХХ века отличается в нашей столице завидным разнообразием стилей. Это дореволюционные модерн и неоклассицизм, к которым относятся не только особняки и доходные дома, но и утилитарные сооружения. Самый яркий пример тому – вокзалы. Шесть из девяти московских вокзалов являются объектами культурного наследия. А кроме того, еще порядка ста зданий в полосе отвода Московской кольцевой железной дороги, ставшей недавно МЦК, получили статус объектов культурного наследия. В их числе и шедевры промышленной архитектуры начала века – такие как фабрика «Красный Октябрь», или фабрика Петра Алексеева, или завод «Водоприбор». Двадцатые годы дают Москве известные всему миру образцы архитектуры конструктивизма, это и рабочие поселки, и крупнейшие административные здания, и дома культуры, и заводские корпуса.

Следующей страницей стал сталинский ампир: 7 высоток – семь «сестер» и сталинские жилые дома. А ему наследовал советский модернизм, архитектурно не похожий ни на один из предшествующих стилей. Его высокие образцы – это дворец пионеров на Воробьевых горах, Монреальский павильон на ВДНХ (павильон № 70), здание МИЭТ в Зеленограде, а в общем-то, статус достопримечательного места может быть присвоен всему центру Зеленограда. Подход людей к архитектуре 1960–1970-х годов в последнее время меняется, и люди начинают видеть и понимать значение того, что казалось стандартной массовой застройкой. Критерии отнесения к выявленным объектам культурного наследия – уникальность и подлинность. Еще не так давно многочисленные критики отрицали ценность модернизма и говорили о том, что архитектуру конструктивизма невозможно реставрировать и сохранять из-за некачественных строительных материалов. Но сегодня завершается реконструкция Дома Наркомфина, включая отдельное здание его прачечной.

Также постепенно придет понимание о необходимости сохранения оригинальной архитектуры модернизма, что не исключает частичную модернизацию зданий, как это было сделано, например, при превращении здания ресторана «Времена года» в парке Горького в арт-центр «Гараж». Первые шаги к реставрации знаковых зданий стиля модернизма уже делаются: по 11 из 18 элементов здания дворца пионеров на Воробьевых горах сейчас разрабатываются проекты реставрации. До 2022 года там будут проведены реставрационные работы. Планируется, что будут проведены работы по реставрации Монреальского павильона.

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)



Назад в раздел
ОЭКГеопроектизысканияМОЭКИНА
ШвабеКапстройситиАктивКапиталСбербанк