НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Инвесторов зовут в промзоны. На месте производственных корпусов советской эпохи возведут современные объекты недвижимости


Серия семинаров «Диалог с инвестором» проводится на протяжении более двух лет и стала уже традиционным каналом обратной связи между столичным инвестиционно-строительным сообществом и руководством стройкомплекса города. На последней, пятой по счету встрече инвесторы узнали о работе Единого информационного инвестиционного портала города Москвы (www.investmoscow.ru), а также о планах по строительству сети транспортно-пересадочных узлов и о реорганизации промзон.


Догнать и перегнать Китай

Поездка по центрам деловой активности Китая подвигла московское руководство на то, чтобы форсировать работу с инвесторами, отметил заместитель Мэра Москвы Марат Хуснуллин.

По его словам, стратегическая задача – это привлечение инвесторов в строительство транспортной инфраструктуры российской столицы, где сейчас почти 95% всех объектов строится за счет бюджета (для сравнения: в Шанхае доля бюджетных денег составляет 42%).

По словам Марата Хуснуллина, Москва намерена сравняться с Пекином и Шанхаем по объемам строительства метро и железных дорог в 2015 – 2016 годах.

– Наши объемы ввода в эти годы будут сопоставимы с объемами Пекина и Шанхая, а сегодня они – лидеры, – сообщил заместитель Мэра. – Наши коллеги поставили себе задачу к 2020 году строить по 80–90 км линий. У нас уже в 2015 и 2016 годах будет около 70 км.

Марат Хуснуллин добавил, что инвесторам предложено построить две станции метро новой ветки до Мытищ, стоимость каждой из них будет составлять 3 млрд руб. По его словам, власти предлагают инвесторам построить сами станции, а тоннели между ними проложит город. Марат Хуснуллин уточнил, что для этой ветки нужно построить две станции: одну промежуточную и вторую уже непосредственно в Мытищах, а площадка для строительства уже есть, трассы готовы. – В связи с ограниченным объемом средств мы отложили этот проект до 2016 года, но считаем, что городу он нужен, и поэтому прорабатывается возможность привлечения инвесторов, – добавил глава столичного стройкомплекса.

Впрочем, Москва и сама может поделиться с ведущими мегаполисами мира опытом – и это признают крупнейшие международные аудиторские компании. В рейтинге глобальных городов мира PricewaterhouseCoopers из 30 мегаполисов Москва заняла 9-е место по количеству крупных строящихся объектов, обойдя Пекин, Шанхай и Нью-Йорк.

В прошлом году в нашем городе было введено в строй 8,6 млн кв. м недвижимости, из них 85% построено за счет внебюджетных источников. В этом году будет построено и сдано не менее 8,7 млн кв. м.

– В городе выдано разрешений на строительство 42 млн кв. м недвижимости. Пять лет мы можем жить только на этом заделе. Тем не менее большое количество участков мы готовы выставить на аукционы. Если в 2011 году на земельных аукционах было продано инвесторам 10–15 участков под реализацию проектов, то в этом году мы планируем выставить 300 участков, – сообщил Марат Хуснуллин. Он также отметил, что практически все площадки под реализацию инвестиционных проектов продаются на аукционах со значительным превышением стартовой цены.

Впервые за многие годы в городе сформирована инвестиционная стратегия развития. Средства планируется привлекать в крупные инфраструктурные проекты, связанные с обустройством берегов Москвы-реки, развитием территорий вокруг МКАД, строительством станций метро Третьего пересадочного контура и развитием территорий вокруг создаваемых станций Малого кольца Московской железной дороги.-В качестве «первой ласточки» в череде будущих мегапроектов Марат Хуснуллин назвал развитие территории бывшей промзоны «ЗиЛа». В рамках реализации этого проекта город уже заключил в мае этого года беспрецедентную сделку по продаже права на застройку земельного участка, на котором предполагается возвести 1,5 млн кв. м различной недвижимости за 40 млрд руб.

По словам главы городского стройкомплекса, промзоны являются главным резервом развития: из 8,6 млн кв. м, введенных в строй в прошлом году, 1,3 млн кв. м было возведено на территории промышленных зон.

– Наряду с промзонами у города имеется еще один гигантский резерв для развития – незастроенные территории «новой» Москвы. На протяжении ближайших 20 лет там предстоит возвести более 100 млн кв. м недвижимости, что потребует привлечения 200 млрд дол. инвестиций, – отметил Марат Хуснуллин.

Владеть старыми цехами станет невыгодно

Тему реорганизации производственно-коммунальных территорий развил председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев. По его словам, огромные по площади территории, расположенные в центральной части города в непосредственной близости к железнодорожным путям, вокзалам, крупным автомагистралям, на протяжении последнего двадцатилетия использовались неэффективно. Промышленности там как таковой уже нет, предприятия в основном превратились в складские и офисные помещения чрезвычайно низкого уровня.

Город больше не намерен терпеть столь неэффективное использование обширных земель и будет всеми путями стимулировать собственников объектов недвижимости в промзонах к реконструкции, реорганизации и возведению на месте старых производственных корпусов советской эпохи современных объектов недвижимости.

Подтолкнуть собственников к преобразованиям городские власти намерены двумя способами. Во-первых, с помощью административной инспекции: в ближайшее время начнутся массовые проверки целевого использования земельных участков производственно-коммунальных территорий. Если в назначении земель указано «производственная деятельность», а вместо этого на участке расположены офисы или места временного проживания, то владельцев сначала накажут штрафами, а вслед за ними последуют предписания прокуратуры. Если же собственник захочет, чтоб на его земле был офисный центр или гостиница, то он должен изменить назначение участка, а затем провести реконструкцию объекта. Во-вторых, для воздействия на собственников город намерен задействовать еще один экономический рычаг – Департамент городского имущества начал пересмотр кадастровой стоимости. Это коснется всех: кадастровая стоимость будет поднята с учетом градостроительного потенциала таким образом, чтобы собственникам и долгосрочным арендаторам стало совершенно невыгодно оставлять свою территорию без развития.

К тем собственникам, которые, несмотря на экономические меры воздействия, оставят ситуацию без движения, город начнет применять меры по ограничению правообладания земельными участками.

– Допустим, у вас огромная огороженная забором территория площадью 3–5 га, на ней 3–5 складов общей площадью 5 тыс. кв. м, а остальная часть не используется. Территория предоставлена по договору аренды, а земельно-правовые отношения, как это нередко случается в столице, даже не оформлены.

В этом случае Департамент городского имущества отводит землю только под вашу собственность – под 3–4 складами от 1 до 5 тыс. кв. м. Остальная территория принадлежит городу. Забор снесут, а землю город будет вовлекать в хозяйственный оборот, – пояснил Константин Тимофеев.

Устраняются и многие административные барьеры на пути у инвесторов, проявляющих интерес к развитию промзон. В 2012 году был регламентирован порядок подготовки инвестором проектов планировки территории промзон за свой счет. Если речь идет о промзоне, где все объекты принадлежат одному собственнику, то особых сложностей не возникает. Правообладателю достаточно обратиться в Москомархитектуру с заявлением, что он готов оплатить подготовку проекта планировки ее территории. Таким образом уже были заказаны проекты планировок промзон общей площадью 3 млн кв. м. Это такие промышленно-коммунальные территории, как «Грайвороново», «Ботанический сад», «6-я Радиальная улица».

– Сложнее, когда на территории находится несколько собственников. Здесь пока единственный вариант до подготовки закона – договориться либо купить, либо создать совместное предприятие, либо заключить договор, затем обратиться в Москомархитектуру за разработкой концепции, а потом и проекта планировки данной территории за счет собственных средств, – пояснил Константин Тимофеев.

В настоящий момент подготовлен проект городского закона, который определит промзоны как территории развития. По словам Константина Тимофеева, столичные власти стремятся к тому, чтобы производственно-коммунальные территории развивались не мелкими кусочками, а большими участками по 10–100 га.

Задача состоит в том, чтобы включить в проекты планировки для развития промзон не только участки различных правообладателей и городские земли, но также линейные объекты и территории, принадлежащие федеральным структурам. На данный момент в городе 83 промышленно-коммунальные зоны общей площадью 15 тыс. га.

Две трети затрат на ТПУ возьмут на себя частные компании

Другим направлением, к которому глава Москомстройинвеста попытался привлечь внимание инвесторов, стало возведение капитальных транспортно-пересадочных узлов, в составе которых допускается строительство определенного количества коммерческих торговых и офисных площадей. При Департаменте строительства в настоящий момент создана специальная группа, которая совместно с Московским метрополитеном и структурами РЖД занимается вопросами комплексного развития территорий ТПУ. Для многих из них уже определены границы и готовятся проекты планировки территории.

В свою очередь, генеральный директор ОАО «Мосинжинвест» («дочки» «Мосинжпроекта») Эдуард Оруджев уточнил, что, когда речь идет о строительстве инвесторами транспортно-пересадочных узлов, под этим подразумевается не только сам объект, который находится в пределах транспортной развязки, в месте сопряжения объектов транспортной инфраструктуры, но и развитие прилегающих территорий. Самый крупный проект планировки для ТПУ, который по заданию города разрабатывает ОАО «Мосинжпроект», – это ТПУ «Саларьево» на территории «новой» Москвы (занимает территорию 1,1 тыс. га). «Мосинжпроект» определен в качестве управляющей компании по строительству 48 ТПУ у станций метро. Остальными узлами, прилегающими к станциям метрополитена, будет заниматься ОАО «РВ Метро» – дочернее предприятие РЖД, а ТПУ в районе платформ Малого кольца Московской железной дороги займется еще одна структура РЖД – МКЖД.

В целом московская программа включает в себя 255 транспортно-пересадочных узлов, общие затраты на программу ТПУ оцениваются в 1,5 трлн руб., две трети этой суммы должны покрыть частные инвестиции.

После поездки Мэра Москвы Сергея Собянина в Пекин поступило несколько предложений от китайских инвесторов, которые готовы вкладывать средства в развитие ТПУ. Эдуард Оруджев изложил подробности первого успешного проекта привлечения денег иностранных инвесторов в строительство новой линии московского метро. Речь идет о соглашении, заключенном в ходе визита Мэра Москвы в Китай. Крупнейшая китайская компания CRCC, занимающаяся железнодорожным строительством и прокладкой новых линий метро, построит новую линию метро протяженностью 17,6 км, которая пройдет от станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура до станции «Столбово» в Коммунарке. На линии будет шесть станций: «Улица Новаторов», «Улица Академика Опарина», «Улица Генерала Тюленева», «Мамыри», «Коммунарка» и «Столбово», а также электродепо на конечной станции и ТПУ.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ОЭКМД-группМоскапстройМОЭК
МОСПРОМСТРОЙСоюзФонд