НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Честное изъятие. На компенсации владельцам земельных участков в «новой» Москве выплачено более одного миллиарда рублей


С апреля прошлого года в стране действует особый, написанный специально для «новой» Москвы Закон ФЗ-43 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий…», устанавливающий особый, упрощенный порядок изъятия земельных участков на территории ТиНАО для нужд транспортного, инфраструктурного или социального строительства. Сходный порядок специальными федеральными законами ранее был установлен для территории вокруг Сочи (тогда речь шла об упрощенном изъятии участков для строительства объектов зимней Олимпиады) и во Владивостоке, когда готовился саммит стран АТЭС.


Участки изымают без протестов

Процедуры, предусмотренные в документе, позволяют сократить сроки изъятия земель для строительства дорог, прокладки коммуникаций в «новой» Москве до 6–9 месяцев. Схема опробована на трех участках: от Калужского до Киевского шоссе в районе Мамыри – Саларьево, от Киевского до Боровского шоссе в районе Рассказовки и от Коммунарки до Южного Бутова.

За более чем год, прошедший с момента начала действия закона, по словам руководителя Департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, было произведено всего два крупных изъятия: 25 участков было изъято у собственников под строительство дорог – хордовых связок от Киевского до Боровского шоссе и от Калужского до Киевского шоссе. Общий размер компенсации составил 700 млн руб. Еще 17 участков изымается для строительства дороги Коммунарка – Южное Бутово. Размер компенсации собственникам при этом составил около 800 млн руб.

– Все участки небольшие, учитывая, что это реконструкция, не новое строительство, – уточнил Владимир Жидкин. – Эти участки трасс ранее были двухполосными. После реконструкции они станут четырехполосными, с тротуарами, светофорами, освещением, пешеходными переходами, заездными карманами, что позволит запустить по этим дорогам дополнительные маршруты общественного транспорта.

На компенсации владельцам земельных участков в «новой» Москве уже выплачено более 1 млрд руб. Размер компенсации назначается по результатам независимой оценки, в ходе которой определяется рыночная стоимость участка. При этом изъятие земель на присоединенных территориях обходится без громких скандалов, акций протеста и судебных процессов. Сейчас стоимость одной сотки разнится в зависимости от расстояния до МКАД и целевого назначения и может достигать 300 тыс. руб.

Именно исходя из подобного уровня цен и производился расчет с владельцами изъятых по закону участков.

Итоги применения Закона об изъятии земель для городских нужд стали поводом для серьезного разговора о ходе текущего строительства и перспективных планах развития присоединенных территорий, в котором помимо Владимира Жидкина приняли участие также глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев и депутат Госдумы, один из разработчиков ФЗ-43, Владимир Ресин.

Планы дорожно-транспортного строительства на территории «новой» Москвы у столичных властей весьма обширные. Прежде чем начать застройку новых земель, на них предполагается создать транспортный каркас, а это, в свою очередь, предполагает прокладку более 600 км новых дорог и реконструкцию такого же количества уже существующих. Также планируется проложить сотни километров инженерных коммуникаций.

– Всего к 2035 году может быть реконструировано и построено около 2 тыс. километров дорог как между населенными пунктами, так и внутри городов и поселков в «новой» Москве, – подчеркнул Владимир Жидкин.

До конца 2015 года в Троицком и Новомосковском административных округах планируется построить и реконструировать почти 90 км дорог. Всего в развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Троицкого и Новомосковского административных округов до 2035 года предполагается инвестировать 1 трлн руб.

– Учитывая, что фактически вся земля на новой территории является частной, для нас крайне важно проводить процедуру изъятия этих участков, а ФЗ-43 позволяет оперативно приступать к работам, строить дороги и прокладывать необходимые коммуникации, – подчеркнул Владимир Жидкин.

Как в свою очередь пояснил Владимир Ресин, наиболее длительным этапом в современном строительном процессе до последнего времени было именно оформление прав на земельный участок под застройку:

– Вне ФЗ-43 процесс занимает от трех лет и более. Четко прописанные в законе условия и регламенты позволяют сократить процедуру до полугода, максимум до трех кварталов. Важно, что до 31 декабря 2015 года закон позволяет делать это без схем территориального планирования.

Согласно закону, все полномочия по резервированию, изъятию и оформлению земельных участков переданы Москве и закреплены за Департаментом городского имущества города Москвы.

Для территории «старой» Москвы, как сообщил Константин Тимофеев, в настоящий момент разработана и применяется сходная процедура упрощенного изъятия земли у собственников, которая позволит вести ускоренными темпами прокладку новых линий метрополитена. В частности, упрощенная процедура изъятия земель была задействована в рамках будущей инвестиционной застройки ряда ТПУ.

Инвесторы помогут строить дороги

Дорога в районе Мамыри – Саларьево будет завершена к началу июля, тогда же планируется завершить работы в отношении дороги в районе Рассказовки. Сейчас, по словам Владимира Жидкина, начнется строительство дороги от Коммунарки до Южного Бутова, которую планируется сдать в июне следующего года. Также стартуют работы в отношении дороги от Троицка до Киевского шоссе протяженностью 9 км. Она будет построена летом следующего года.

В этом году также начнется первый этап реконструкции Калужского шоссе.

– Благодаря всем этим поперечным связкам между магистралями мы снизим нагрузку на МКАД, – считает глава департамента.

Утвержденный проект планировки восьмикилометрового участка Калужского шоссе от МКАД до поселения Воскресенское предполагает строительство 10 транспортных развязок и расширение магистрали до восьми-девяти полос движения. В дальнейшем планируется полностью реконструировать шоссе до ЦКАД.

– В настоящее время ведется проектирование еще 10 участков дорог на новой территории. В основном это поперечные связи между основными радиальными направлениями: Киевским, Боровским и Калужским шоссе, – заключил глава Департамента развития новых территорий.

Часть дорог на новых землях будет построена на условиях государственно-частного партнерства. На развитие «новой» Москвы до 2035 года, по словам Владимира Жидкина, потребуются инвестиции в размере более 7 трлн руб. Значительную часть этих средств – около 2 трлн руб. – составят инвестиции из внебюджетных источников, в том числе на социальную и транспортную инфраструктуру.

В настоящее время столичные власти рассматривают около 30 проектов дорожно-транспортной инфраструктуры на присоединенных территориях, реализация которых будет осуществляться на внебюджетные средства. Известно, что китайские инвесторы построят линию метро от станции «Улица Новаторов» до станции «Столбово» в Коммунарке. «Газпром» может принять участие в строительстве автомобильной дороги МКАД – Коммунарка – аэропорт «Остафьево», а группа компаний «Мортон» – в строительстве развязки на Боровском шоссе в районе деревни Пыхтино, а также в реконструкции и строительстве автомобильной дороги М-3 «Украина» – деревня Середнево – деревня Марьино – деревня Десна. Строительная компания «Абсолют» заинтересована в строительстве автомобильной дороги от микрорайона «Град Московский» с выходом на Киевское шоссе.

Город с золотыми куполами

Перед столичными властями стоит задача фактически построить на присоединенных территориях новый город с полуторамиллионным населением и 1 млн рабочих мест, отметил Владимир Ресин. Сейчас на территории ТиНАО проживают 235 тыс. человек, еще 220 тыс. граждан приезжает сюда летом на дачи.

Всего на территории «новой» Москвы, по словам Владимира Жидкина, планируется возвести около 100 млн кв. м недвижимости, из них 52 млн кв. м составит жилой фонд. В нынешнем году планируется построить 2,5 млн кв. м недвижимости, в том числе 1,6 млн кв. м жилья, а также 10 детских садов, две школы, две поликлиники и две станции метро: «Румянцево» и «Саларьево». Особое внимание уделят развитию социальной инфраструктуры и объектов рекреационного назначения, включая создание более 45 парков.

В первую очередь инвестиции планируется привлекать в создание транспортной инфраструктуры «новой» Москвы, вслед за этим инвесторам предложат озаботиться созданием новых рабочих мест в 12 приоритетных точках роста, с которых начнется ее застройка. Одна из них – ближайшая к МКАД в поселке Коммунарка, где предполагается строительство около 3 млн кв. м недвижимости и куда планируется частичный переезд федеральных органов власти. В районе «Саларьево» предполагается создание парка «Индиго», где будет размещено производство 50 небольших предприятий. А район Троицка будет развиваться как наукоград. Также получит свое развитие зона вокруг аэропорта «Внуково». В «Бекасово» же, где расположен крупный железнодорожный узел, планируется строительство крупного логистического центра. Фонд Kaltchuga Capital Management планирует построить бизнес-хаб для 10 тыс. резидентов с логистическим комплексом на 3 млн кв. м.

– Предприниматели смогут здесь подписать необходимые договоры и здесь же при необходимости отгрузить необходимую продукцию, – пояснил руководитель Департамента развития новых территорий.

Владимир Ресин, как куратор столичной программы «200 храмов» счел нужным добавить, что за ближайшее десятилетие в Троицком и Новомосковском административных округах планируется построить 100 – 150 православных храмов.

– Строительство нескольких храмов на новых территориях Москвы уже началось. Я уверен, что вскоре здесь начнется более масштабное возведение храмов, как и в исторической части столицы, – уточнил Владимир Ресин.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КапиталМосинжпроектТеплоцентрстройКрост
ВККоминвест-АКМТ