НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Алексей Емельянов: «Для нас важны не сроки, а качество и внимание к деталям»


9.jpg

О том, как в этом году проходил конкурс «Московская реставрация», как московские власти поощряют интерес к реставрации среди студентов строительных и архитектурных вузов и какова специфика конкурсных процедур по отбору подрядчиков на выполнение реставрационных работ, в своем интервью корреспонденту «Московских торгов» Дмитрию Ильину рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие) Алексей Емельянов.

– Алексей Александрович, чем нынешний конкурс «Московская реставрация» отличается от тех, что проводились в предшествующие годы?

– Конкурс «Московская реставрация – 2018» – это уже восьмое по счету подобное мероприятие. И год от года количество участников конкурса неуклонно растет. Подача заявок на конкурс – инициатива самих подрядных организаций, выполняющих реставрационные работы или разрабатывающих проекты реставрации. Каждый архитектор, реставратор, проектировщик, производственник или собственник объекта культурного наследия может подать заявку в наш департамент на участие в конкурсе. Единственное ограничение – реставрационные работы на объекте должны быть завершены и приняты департаментом в текущем году. Заявки оценивает авторитетное жюри, в состав которого входят 18 опытных специалистов-реставраторов, опыт работы каждого в этой отрасли превышает два десятка лет.

В 2011 году, когда конкурс только начинался, нашей задачей было заявить о том, что существует московская реставрация, подчеркнуть, что городу интересны работа реставраторов, их профессиональное мастерство и что московские власти намерены отметить тех, кто заботится о сохранении культурного наследия города. Сегодня награды вручают в четырех номинациях.

Но таких масштабов конкурс еще не приобретал. В этом году было подано рекордное количество заявок – 105 реставрационных проектов. Лауреатами стали 47 специалистов и коллективов, принимавших участие в восстановлении 23 объектов культурного наследия.

Среди победителей «Московской реставрации – 2018» есть строения разных стилей и эпох: это и особняки, и усадьбы, и доходные дома, и объекты конструктивизма, и произведения монументального искусства, и объекты культового зодчества, и многое другое. Например, одним из лауреатов нынешнего конкурса стал Шефский дом на Комсомольском проспекте, который входит в состав комплекса Хамовнических казарм. Другой лауреат – конструктивистский дом на пересечении Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц, бывшее здание Наркомата путей сообщения, которое сегодня принадлежит ОАО «РЖД».

Но самым важным объектом реставрации 2018 года на церемонии награждения Мэр Москвы назвал ВДНХ. Павильон № 34 «Космос» был отмечен премией конкурса и назван лучшим объектом по итогам народного голосования в проекте «Активный гражданин». Он не только отреставрирован, но и приспособлен под круглогодичное использование, а также здесь, как и прежде, разместилась крупнейшая в стране экспозиция, посвященная истории отечественной космической программы.

Отмечены и завершившиеся работы по восстановлению облика павильона «Земледелие» (ранее называвшегося «Украинская ССР»). Там еще в начале года был отреставрирован уникальный керамический фасад, были восстановлены интерьеры, кровля, уникальный витраж, световой фонарь, позолоченный шпиль и другие элементы.

Также в число лауреатов попал получивший новую жизнь фонтан «Золотой колос». 16-метровый фонтан, созданный в 1954 году, не работал с конца 1980-х. Он долгое время находился в аварийном состоянии, не соответствовал своему названию: золотое покрытие облупилось и потемнело. Реставраторы его полностью демонтировали и восстанавливали в условиях мастерской.

Представляет безусловный интерес и лауреат спецпремии 2018 года за развитие добровольческих инициатив в сфере сохранения объектов культурного наследия. Им стала Наталья Тарнавская, руководитель общественного движения «Вспомнить все». Это объединение волонтеров, которое собственными силами, без финансовой поддержки со стороны города, восстанавливает малые детали городского интерьера: старые вывески, декоративные козырьки над входами, водопроводные люки и решетки. Спецпремию вручил Мэр Москвы Сергей Собянин.

– Вы говорили о необходимости наладить диалог между старшим и молодым поколением реставраторов, а что делается для того, чтобы заинтересовать молодежь реставрацией исторических зданий?

– Надо сказать, что интерес к реставрации у представителей молодого поколения и без нашей работы имеется немалый. И с персоналом для отрасли у нас проблем нет, кадрового голода мы не испытываем. У рабочих реставраторов и у архитекторов реставрационных специальностей даже установилась определенная преемственность, есть люди, которые, получив образование реставратора и поработав в других отраслях, возвращаются к своей первоначальной профессии, есть специалисты из сферы строительства и реконструкции, которые хотят заниматься именно реставрацией. Но тем не менее мы стараемся стимулировать интерес к восстановлению памятников старины у молодежи.

Необходимо, чтобы молодые специалисты понимали, что важно не просто сохранить наследие, но и дать ему вторую жизнь, адаптировать к жизни современного города, приспособить под новые потребности горожан и наделить новыми функциями.

Поэтому в ноябре этого года наш департамент провел в партнерстве с Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ) первый молодежный форум «Наследие».

Его ключевым мероприятием стал конкурс студенческих команд на лучшую концепцию по сохранению конструктивистских «рабочих поселков» постройки 1920-х–1930-х годов в Москве.

Задача конкурсантов состояла в подготовке проекта реставрации и адаптации поселков к современному использованию. В финале состоялась презентация студенческих проектов. Оценивало их жюри, состоящее из руководителей и профессоров вузов-участников, а также экспертов отрасли. В оценке участвовали и непосредственно зрители – путем голосования они определил победителя в номинации «Приз зрительских симпатий». Каждая команда предложила свои интересные оригинальные разработки, выполненные с большим уважением к конструктивистскому наследию, и постаралась их отстоять перед авторитетным жюри.

В итоге победила команда, которой достался рабочий поселок Дангауэровка. Всего в форуме приняли участие более 500 человек. Мы видим неподдельный интерес со стороны молодежи, а также со стороны экспертов-профессионалов, поэтому намерены сделать молодежный форум «Наследие» и проводимый в его рамках творческий конкурс регулярным ежегодным мероприятием, разработать новые задания и номинации, в которых будут определяться победители.

– Сегодня ВДНХ – самая масштабная площадка, где работают реставраторы и где чаще всего происходят новые открытия: обнаруживаются ранее неизвестные скульптурные композиции, фрески и полотна. Что будет сделано на территории выставки в будущем году?

– ВДНХ – главная выставка нашей страны – менялась всегда. Один облик у нее был в 1939 году, когда она впервые открылась под названием Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), немного другой она стала в 1954-м, когда там была проведена реконструкция и практически все павильоны были перестроены, выставка постоянно перепрофилировалась и меняла экспозиции в павильонах, а также менялся внешний облик павильонов, некоторые из них были скрыты за фальшфасадами.

Выставка, как и сама Москва, эклектична, и наша задача заключается в том, чтобы сохранить наследие каждой эпохи. Реставрация исторических объектов ВДНХ началась в 2014 году и продолжится в ближайшие годы. При выполнении реставрационных работ для нас важны не сроки, а качество и внимание к деталям.

Всего на выставке более 49 охраняемых объектов культурного наследия. В их числе не только здания сталинской эпохи, но и модернистские здания: такие, как, скажем, павильон № 70, называемый еще «Монреальским», поскольку построен он был для советской экспозиции на Всемирной выставке 1975 года в Монреале, а затем демонтирован и вновь собран на территории ВДНХ. 11 объектов культурного наследия уже отреставрированы, на 30 объектах работы продолжаются.

Отрадно видеть, что территория главной выставки страны – это не музеефицированное законсервированное пространство, она активно живет и развивается: там строятся совершенно новые объекты, проводятся озеленение и ландшафтные работы, тысячи москвичей приходят на ВДНХ не только полюбоваться ее красотами, но и покататься на коньках в зимнее время, посетить выставки, посмотреть на архитектурный макет города, на традиционную осеннюю книжную ярмарку и множество других мероприятий.

– Главная тема нашего журнала – конкурсные торги. Каковы особенности проведения конкурсов на выполнение реставрационных работ?

– Подрядные организации, которые участвуют в конкурсах Мосгорнаследия на выполнение реставрационных работ, должны обладать лицензией Министерства культуры либо на проведение реставрационных работ, либо на их проектирование и иметь в своем штате специалистов-реставраторов, получивших профильное образование и аттестованных Минкультом.

Отдельно мне хотелось бы подробнее остановиться на программе «1 рубль за 1 квадратный метр». Тут речь идет не о размещении госзаказа за средства городского бюджета, а о сдаче в аренду принадлежащих городу объектов культурного и исторического наследия, находящихся в аварийном состоянии, на 49 лет на особых условиях. На торгах, как и на обычных арендных торгах, побеждает тот, кто предлагает наибольший размер ставки арендной платы. Однако победитель платит за аренду здания по коммерческой ставке лишь до того момента, пока его не отреставрирует, а его итоги не примут специалисты Мосгорнаследия. После этого он будет платить за аренду по символической ставке – 1 рубль за квадратный метр в год – на протяжении всего оговоренного контрактом срока.

В настоящее время в рамках программы на торгах реализовано 25 объектов культурного наследия. На 15 из них арендаторы уже завершили процесс реставрации и получили право платить за аренду по льготной ставке. Среди лауреатов «Московской реставрации» этого года – восстановленный по программе «1 рубль за 1 квадратный метр» чугунный павильон остановки трамвая в Красностуденческом проезде, после реставрации сохранивший свою основную функцию – здесь останавливается 27-й трамвай. Это одна из первых трамвайных остановок в Москве. Павильон был в ужасном состоянии после недавнего пожара, остались только чугунные элементы, которые были обиты жестью. Остановку восстановил частный инвестор – за восемь месяцев он привел павильон в порядок на собственные средства, руководствуясь сохранившимися в архивах снимками и чертежами. Взамен он получил ее в аренду. Это ведь довольно основательное строение, а не просто навес, под которым пассажиры укрываются от непогоды. В правом крыле павильона разместится небольшой цветочный магазин, в левом – мелкорозничная торговая точка, реализующая прохладительные напитки.

В начале 2018 года по программе был восстановлен один из самых многострадальных объектов культурного наследия – дом по адресу Таганская площадь, 88. В начале 2000-х годов собственник изуродовал этот памятник истории и архитектуры мансардой из гофрированного алюминия. Это был громкий случай, один из первых случаев в стране: изъятие объекта культурного наследия из частной собственности по суду за ненадлежащее с ним обращение. Все произошло около 10 лет назад, казалось, здание безнадежно изуродовано, но благодаря передаче в аренду инвестору по программе «1 рубль за 1 квадратный метр» оно было восстановлено и вновь превратилось в одно из украшений Таганской площади.

Еще один объект, восстановленный по программе, – дом купца Баулина, располагающийся по адресу улица Николоямская, 52, стр. 1. Он приведен арендатором в полный порядок и стал лауреатом конкурса «Московская реставрация – 2017».

Это не единственная форма аукционов, применяемая для восстановления обветшавших объектов культурного наследия.

Практикуется также выставление объектов на продажу через торги с обратным опционом и с обязательством-обременением для собственника привести их в дальнейшем в порядок. Через этот механизм был продан такой проблемный объект, как дом № 6 по Потаповскому переулку. В его подвале расположены палаты XVII века, известные как палаты Гурьевых, а в самом здании находится квартира фабриканта Абрикосова с очень интересными, но пришедшими в аварийное состояние интерьерами.

В этом году новый собственник провел на объекте противоаварийные работы, а в 2019 году должна начаться его реставрация.

– В городе много памятников истории и архитектуры, которые находятся не в городской собственности. Есть федеральные объекты, есть памятники в частной собственности, как тот же многострадальный дом на Таганке... Наконец, практически все иностранные посольства в центре столицы размещены в старинных особняках. Хватает ли у Мосгорнаследия полномочий, чтобы заставить собственников и балансодержателей этих зданий поддерживать их в надлежащем состоянии и следить за их сохранностью?

– В качестве примера могу привести судьбу особняка Расторгуевых – знаменитого «Дома с атлантами» по адресу улица Солянка, дом 7, памятника федерального значения.

В марте это здание было продано на торгах, и новый собственник провел там первый этап противоаварийных работ.

Для нас это радостное известие, ведь прежний правообладатель оспаривал решение о признании дома объектом культурного наследия и собирался оставить от него лишь фасад со скульптурами, а все остальное снести и перестроить.

Что же касается посольских зданий, то это объекты федерального значения, находящиеся в ведении Управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУПДК при МИД России). Но над всеми объектами ГлавУПДК наш департамент осуществляет надзор в части проектирования и проведения ремонтных работ. И один из лауреатов конкурса «Московская реставрация – 2018» – это особняк ярчайшего представителя московского модерна Льва Николаевича Кекушева. Это здание всегда находилось под управлением ГлавУПДК, одно время его занимал военный атташе Египта.

Два последних года в нем шли реставрационные работы. Мы внимательно следим и за состоянием других особняков, в которых размещаются дипломатические миссии, и за качеством проводимых в них реставрационных работ.

– Какой объект реставрации Вы могли бы назвать знаковым объектом будущего года?

– В планах на 2019 год наиболее масштабный объект реставрации – это здание Северного речного вокзала. Оно десятилетиями находилось в запустении, это ни много ни мало ворота в город для тех, кто прибывает речным транспортом.

Предполагается, что по завершении реставрационных работ здание Речного вокзала будет вновь использоваться по своему основному назначению.

Из объектов культурного наследия давних эпох стоит отметить усадьбу Ростопчина на Большой Лубянке. В основании здания – частично сохранившиеся палаты первой половины XVII века, принадлежавшие легендарному герою, князю Дмитрию Ивановичу Пожарскому.

Также в будущем году продолжится реставрация еще одного здания, построенного по проекту Льва Кекушева, – доходного дома купца Василия Быкова на 2-й Брестской улице.

Это одно из последних творений архитектора, возведенное в 1909 году. Комплексная реставрация доходного дома Быкова началась в 2013 году, и в 2020 году мы ее планируем завершить.

Если говорить об архитектуре конструктивизма, то в наступающем году должны завершиться реставрационные работы по дому Наркомфина на Новинском бульваре. Они начались в 2017 году и должны завершиться будущим летом.

Емельянов.jpg

Руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы АЛЕКСЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ

Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы; Олег Паршин

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МОЭКМосгазМОЭСККрост
АКСИТЕХФУДАктивКапиталДоркомэкспо