НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Строительная отрасль Москвы вырывается в мировые лидеры


В Стройкомплексе подвели итоги минувшего года и определились с планами на ближайшую перспективу

В столичном Стройкомплексе подвели итоги работы московских строителей в 2018 году – результаты оказались и в самом деле впечатляющими. По итогам года было введено в строй 17 станций метро (самый высокий показатель за всю историю метрополитена), 127 км дорог и 8,5 млн кв. м недвижимости. В городе успешно стартовала программа реновации, а Москва стала единственным в мире городом, где темпы развития транспортной сети опережают темпы расширения городской территории.

По словам заместителя Мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства – главы столичного Стройкомплекса Марата Хуснуллина, важнейшим итогом прошедшего года стали не отдельные рекорды отраслей, а то, что положительную динамику удалось сохранить во всех сегментах строительства.

И минувший 2018 год запомнится не только рекордным вводом станций метро, дорог, но и положительной динамикой по жилью, и введенным в строй объектам социальной инфраструктуры.

В планах метростроевцев – БКЛ и наземные диаметры

Транспортное строительство и развитие метрополитена и других форм скоростного внеуличного рельсового транспорта остается главным приоритетным направлением развития столицы. В начале 2018 года Мэр Москвы объявил его Годом метро.

И действительно, по его итогам было построено больше, чем когда-либо прежде за всю историю существования столичного метрополитена: 17 станций, более 33 км линий подземки и два электродепо. Прежний максимум ввода был достигнут в год рождения столичного метро, в 1935-м, – 13 станций самой первой – Сокольнической – линии.

В начале минувшего года был введен в строй первый участок Большой кольцевой линии метро протяженностью 10,5 км – от «Делового центра» до «Петровского парка». На нем расположены пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Позднее, в марте, состоялся пуск очередного участка северного отрезка Люблинско-Дмитровской ветки длиной 6,2 км – от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской» с тремя новыми станциями: «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». А в конце августа открылся самый протяженный участок Солнцевского радиуса Калининско-Солнцевской линии длиной 15,3 км – от «Раменок» до «Рассказовки» с семью станциями: «Мичуринский проспект», «Озерная», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка».

В самом же конце года были введены в строй очередной участок БКЛ от «Петровского парка» до «Савеловской» со станцией «Савеловская» и новая станция «Беломорская» на Замоскворецкой ветке – между станциями «Речной вокзал» и «Ховрино».

Город реализует одну из самых масштабных в мире программ метростроения. По плотности сети метро и темпам его строительства наш мегаполис сегодня занимает третье место в мире. Даже в непростом для страны 2015 году Мэр распорядился ни в коем случае не сокращать финансирование строительства метро. В итоге за восемь лет в столице построено более 136 км линий и 73 станции метро и МЦК, 8 новых депо и три дополнительных выхода из существующих станций, а общая протяженность метрополитена выросла на 45%.

Станции скоростного общественного транспорта в пешеходной доступности получили жители более 40 районов Москвы.

Что же касается планов на перспективу, то завершить главный проект в сфере метростроения – замкнуть Большую кольцевую линию и запустить движение по всему ее контуру намечено в 2022 году. Как ожидается, новое метрокольцо будет перевозить до 380 млн человек в год. Длина линии составит 70 км. На ней расположатся 31 станция и два электродепо.

БКЛ соединит радиальные направления на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии и разгрузит имеющиеся первый (станции внутри кольца) и второй (Кольцевая линия) пересадочные контуры метро. Запускать станции будут поэтапно. Строительство четырех основных участков должно завершиться до конца 2021 года. В наступившем году планируется запустить восточный участок от станции «Нижегородская» до «Рубцовской», который до замыкания кольца будет общим с новой Некрасовской линией метро.

На юго-западе в 2020 году предусмотрен ввод трех станций от «Улицы Новаторов» до «Каховской», на западе Москвы к концу 2021 года будут завершены два участка от «Хорошевской» до «Проспекта Вернадского».

Красная – Сокольническая – ветка будет продлена в 2019 году вглубь территории ТиНАО от «Саларьево» до «Коммунарки». На строящейся розовой – Некрасовской – линии, прежде именовавшейся в проектной документации Кожуховской, в конце марта – начале апреля должен быть введен в строй участок «Косино» – «Некрасовка» с промежуточными станциями «Лухмановская» и «Улица Дмитриевского».

А уже на конец года запланирован ввод участка от станции «Косино» до «Авиамоторной» с промежуточными станциями «Нижегородская», «Стахановская», «Окская улица» и «Юго-Восточная». Технический запуск поездов на первом участке этой линии прошел 31 августа 2018 года.

Наиболее сложной для строительства, по словам Марата Хуснуллина, здесь является станция «Нижегородская», которая объединит несколько линий метро, а также пассажиропотоки Московского центрального кольца и радиального направления железной дороги. На базе станции метро «Нижегородская» планируется построить один из самых крупных в Москве транспортно-пересадочных узлов – «Рязанская». Розовая ветка пройдет от Некрасовки через районы Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино, Рязанский и Нижегородский. Всего на ней будет восемь станций.

Ведутся работы и по запуску по территории города новых скоростных электричек. Вскоре к Московскому центральному кольцу должны добавиться два Московских центральных диаметра (МЦД). Планируется, что поезда по направлениям МЦД-1 (Одинцово – Лобня) и МЦД-2 (Нахабино – Подольск) начнут курсировать уже в конце 2019 – начале 2020 года.

В общей сложности в среднесрочной перспективе система МЦД будет включать в себя 17 маршрутов общей протяженностью 446 км с 221 станцией.

Создание Московских центральных диаметров – это масштабный проект, который город реализует совместно с ОАО «РЖД» и Правительством Московской области. По сути, речь идет о создании системы наземного метро, которое охватит не только столичный мегаполис, но и территорию Подмосковья. В процессе реализации этого проекта, по словам Марата Хуснуллина, будут не только прокладываться новые железнодорожные пути и модернизироваться существующие, но и произойдет глубокая интеграция сети железнодорожного транспорта в систему городского общественного транспорта. В итоге примерно 2,5 млн человек, ежедневно совершающих поездки из области в Москву и обратно, получат возможность пользоваться скоростным транспортом.

В рамках подготовительных работ по модернизации железнодорожной инфраструктуры московские строители в 2018 году проложили и реконструировали 52,7 км путей.

В том числе была проведена реконструкция третьего и четвертого главных путей на участке Царицыно – Подольск Курского направления Московской железной дороги протяженностью 12,9 км, строительство четвертого главного пути на участке Карачарово – Реутово Горьковского направления длиной 9,3 км, строительство третьего главного пути на участке Москва – Одинцово Смоленского направления протяженностью 24,3 км и реконструкция Усовской ветки Смоленского направления длиной 6,2 км. Помимо этого, на Смоленском и Курском направлениях МЖД сократили интервалы движения и запустили дополнительные поезда.

Также завершилась интеграция МЦК с четырьмя радиальными направлениями Московской железной дороги. Пересадочные пункты организовали на станциях «Окружная» Савеловского направления, «Новохохловская» Курского направления, «Ленинградская» Рижского направления и «Карачарово» Горьковского направления.


Более 33 км линий подземки и 2 электродепо было построено в 2018 году. Это больше, чем когда-либо прежде за всю историю существования столичного метрополитена. 


В ближайшие годы для удобства пересадки с одного вида общественного транспорта на другой в городе намечено построить систему из 96 транспортно-пересадочных узлов, на 89 из них можно будет осуществить пересадку с одной станции метро на другую (в 22 случаях это будут пересадки на станции БКЛ). Еще на 61 ТПУ пересадка будет осуществляться с метро на платформы традиционной электрички или МЦК либо между ними, еще на 12 – на будущие станции МЦД. В 2018 году в столице построили пять капитальных («Ховрино», «Рассказовка», «Озерная», «Окружная», «Шелепиха») и 14 плоскостных ТПУ.

Хорды замкнутся в кольцо

Не меньших успехов нашему городу удалось добиться и в дорожном строительстве. По темпам прироста улично-дорожной сети наш город вышел на второе метро в мире, уступая пальму первенства лишь Шанхаю. За восемь лет протяженность московских дорог увеличилась на 19%, число дорожных сооружений – на 35%. Всего начиная с 2011 года в Москве построено 820 км дорог, 254 искусственных сооружения – мостов, тоннелей, эстакад, развязок – и 218 внеуличных (подземных или надземных) пешеходных переходов.

Протяженность построенных в 2018 году дорог самая большая за всю новейшую историю столицы – 127 км. Также возведено 55 искусственных сооружений вместо 28, запланированных в начале года. Кроме того, в прошедшем году была полностью завершена реконструкция основной магистрали на присоединенных территориях – Калужского шоссе на всем протяжении от МКАД до кольцевой бетонки. Также по территории ТиНАО проложена важная хордовая магистраль, соединяющая Киевское и Калужское шоссе протяженностью 31 км. Она стала дублером юго-западной части МКАД и одной из основных артерий транспортного каркаса Новой Москвы. На ней расположены девять путепроводов и два тоннеля. Кроме того, открыто движение по транспортному тоннелю на пересечении Варшавского шоссе с Железнодорожной улицей в Щербинке.

Таким образом, завершена многолетняя реконструкция участка Варшавского шоссе от МКАД до Щербинки. На территории же «старой» Москвы завершилось строительство двух третей Северо-Восточной хорды – участков от Косинской эстакады на МКАД до Открытого шоссе и от Дмитровского шоссе до новой трассы М11 Москва – Санкт-Петербург. В том числе в рамках строительства юго-восточного отрезка СВХ открыто движение по самой протяженной эстакаде в Москве (2,5 км прямого хода) – от железнодорожной платформы Плющево до Перовской улицы. Всего в рамках строительства Северо-Восточной хорды уже завершено строительство и запущено автомобильное движение по шести из восьми участков магистрали. К настоящему моменту на Северо-Восточной хорде осталось достроить два финальных отрезка: от Дмитровки до Ярославки и от Ярославки до Открытого шоссе. Сейчас завершается разработка проектной документации по этим участкам, и в течение нынешнего года строители должны приступить к их прокладке. Полностью завершиться строительство Северо-Восточной хорды должно в 2022 году.

Также закончилось строительство основного хода Северо-Западной хорды (70,9 км). В июле на ней был введен в эксплуатацию новый Крылатский мост, открыто движение по двойной эстакаде через железнодорожные пути Смоленского направления – по ней можно проехать с улицы Боженко на улицы Горбунова и Толбухина. В 2019 году планируется достроить балочный мост через канал имени Москвы, тем самым Северо-Западная хорда будет введена в строй на всем ее протяжении.

Еще одна городская территория, помимо ТиНАО и хордовых магистралей, где ведется особо интенсивное дорожное строительство, – территория бывшего автозавода ЗиЛ. Здесь в минувшем году был построен автодорожный путепровод через МЦК и проложен проспект Лихачева.

Благодаря масштабному дорожному строительству, реконструкции вылетных магистралей и развязок на МКАД городу, по словам Марата Хуснуллина, удалось избежать транспортного коллапса, который, согласно прогнозам специалистов, сделанным в начале десятилетия, должен был наступить уже в 2013 году. В итоге с первого места по уровню пробок среди мегаполисов мира Москва переместилась на 13-е и тенденции улучшения ситуации на столичных дорогах остаются положительными. Средняя скорость транспортного потока на улицах города год от года увеличивается, в то время как в основных мировых столицах, соперничающих с Москвой, таких как Берлин, Сингапур, Нью-Йорк, Лондон и Мехико, она неуклонно падает. По сравнению с 2010 годом величина этого показателя у нас выросла на 10%.

В период с 2019 по 2023 год в Москве планируется построить 506 км дорог, 117 искусственных сооружений и 49 пешеходных переходов. Главным городским проектом станет создание системы хордовых и рокадных магистралей, соединяющих между собой окраинные районы города. Наряду с практически уже готовой Северо-Западной и частично готовой Северо-Восточной хордой в него войдут еще две – Юго-Восточная хорда и Южная рокада. Вместе они создадут в срединной части столицы фактически еще одно дорожное кольцо, разгрузив от транспорта центр города. Совокупная протяженность «хордового кольца» составит более 130 км.

Реновация успешно стартовала

Что же касается строительства зданий, то по итогам 2018 года в столице было введено в строй 470 объектов недвижимости общей площадью 8,5 млн кв. м, 3,45 млн кв. м из которых составляет жилье. Всего же за последние восемь лет в городе построено около 70,1 млн кв. м недвижимости, в том числе жилые здания общей площадью 26 млн кв. м.

– Это 15% от существующего объема недвижимости Москвы. Фактически каждый седьмой метр недвижимости в столице является новым, построенным за последние восемь лет, – отметил Марат Хуснуллин.

При этом стоит отметить, что основными строительными площадками, на которых жилье возводится в столице в границах МКАД, стали территории реорганизуемых промзон.

Из почти 3,5 млн кв. м жилья, введенных в эксплуатацию по итогам года, почти 2 млн построено на бывших территориях промышленно-коммунального назначения.

Важнейшим проектом в сфере жилищного строительства является стартовавшая в минувшем году программа реновации. Она во многом определит градостроительное развитие столицы в ближайшие 15 лет.

В программу включен 5171 подлежащий в ближайшие годы сносу дом общей площадью 16,3 млн кв. м. Новые квартиры получат порядка одного миллиона москвичей (расселят 350 тыс. квартир).

Первые дома снесли по программе реновации в 2018 году.

По словам Марата Хуснуллина, планируется, что в наступившем году их будет около 70.

Сегодня утверждено 308 стартовых площадок во всех административных округах города, всего на них появится 4,6 млн кв. м жилья. Предполагается, что такой объем позволит переселить порядка 80 тыс. жителей. Для реализации программы реновации передано 50 новостроек на 200 тыс. кв. м, уже возведенных в рамках федеральной программы «Жилище». В них по итогам 2018 года смогли переехать 10,5 тыс. человек. 95% переселенцев соглашаются переезжать в уже построенные дома, которые не по всем параметрам соответствуют стандартам нового жилья, запланированного к строительству в рамках программы реновации.

Большинство горожан предпочитают поскорее заполучить в руки синицу, а не ждать журавля – их вполне устраивают и место расположения предлагаемых домов, и их качество. Процесс переезда уже запущен в семи округах столицы: Восточном, Северо-Восточном, Западном, Юго-Западном, Южном, Северном, Юго-Восточном.

Ожидается, что в нынешнем году новое жилье смогут получить от 12 до 15 тыс. участников программы реновации. Сейчас на стартовых площадках активно строится около 1 млн кв. м жилья для переселенцев по программе и еще проектируются дома на 1,3 млн кв. м. По итогам 2019 года запланировано ввести в строй по программе около 600 тыс. кв. м жилья, а начиная с 2020 года – не менее 1 млн кв. м в год.

До 1 августа 2019 года планируется завершить разработку и утверждение градостроительной документации по программе реновации. За это время предполагается спроектировать и приступить к строительству жилых домов общей площадью 5 млн кв. м.

Ожидается, что в 2019–2023 годах по программе реновации построят 7 млн кв. м жилья, а новые квартиры получат более 170 тыс. человек.

Для запуска программы пришлось сформировать новую нормативную базу, для чего городские власти приняли более 40 правовых актов. В городе открылись 12 центров информирования по переселению – по одному на каждый административный округ города.

Социальное строительство не сбавляет темпов

Важно отметить, что реализация масштабных проектов в сфере транспортного и жилищного строительства не отражается на объемах возведения объектов социальной инфраструктуры. В новых жилых кварталах строится необходимое количество детских садов, школ и поликлиник.

За последние восемь лет в Москве построили 550 социальных объектов, в том числе 90 зданий школ и пристроек к ним, предназначенных для начальных классов, 240 детских садов, 73 объекта здравоохранения, 103 спортивных объекта, 44 учреждения культуры. В том числе в 2018 году возведено 56 социальных объектов. Это 11 школ, 21 детский сад, семь медицинских учреждений, 14 спортивных объектов, три учреждения культуры. При этом около 40% всех социальных объектов в Москве строится инвесторами за счет внебюджетных средств.

Среди наиболее значительных образовательных объектов прошедшего года стоит отметить школу-гигант в Некрасовке на 1100 учеников и международную школу-пансион «Летово» на 1012 учащихся. Ключевой объект в области здравоохранеия – диагностический корпус филиала израильской клиники «Хадасса» на территории международного медицинского кластера «Сколково». Диагностический центр позволит здоровым людям узнать о потенциальных проблемах со здоровьем как можно раньше и предотвратить развитие сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии и других серьезных недугов. Кроме того, здесь будут созданы все условия для обучения и переподготовки кадров. Значимыми культурными объектами ввода 2018 года стали вторая очередь театра Et Cetera и Детская музыкальная школа имени Ференца Листа на Косинской улице. Основными спортивными объектами стали обновленный стадион «Динамо», спортивно-оздоровительный центр с бассейнами на Гребном канале, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном на улице Николая Старостина и крытый футбольный стадион «Олимп» на Суздальской улице.

В 2019–2021 годах планируется возвести 265 социальных объектов, в том числе 82 школы, 63 детских сада, 73 объекта здравоохранения, 48 спортивных объектов, 25 учреждений культуры. Среди них – многопрофильная клиническая больница с роддомом в Коммунарке, «Парк будущего» на ВДНХ, 26 бассейнов, спортивные кластеры на Воробьевых горах и в Некрасовке, многофункциональный спорткомплекс в районе Северный. В числе запланированных к вводу в 2019 году 10 медицинских объектов – три подстанции скорой медпомощи, шесть поликлиник и консультативно-диагностический центр с поликлиникой на территории Городской клинической больницы № 64.

Знаковые объекты, меняющие облик города

Среди наиболее важных объектов культурной и туристической инфраструктуры, создающих новый более привлекательный образ Москвы, Марат Хуснуллин счел нужным отметить концертный зал филармонии – основного сооружения в ландшафтном парке «Зарядье». Хотя официальное открытие здания филармонии состоялось в День города 10 сентября с участием Президента России Владимира Путина, его достоинства уже летом смогли оценить многочисленные иностранные гости, принимавшие участие в проходившем в его стенах Московском урбанистическом форуме. Это строение, по словам Марата Шакирзяновича, органично вписано в общий ландшафт парка, внутри – полностью трансформируемые залы, потрясающая акустика, примыкающий к нему амфитеатр на открытом воздухе защищает уникальная «стеклянная кора».

Другой изюминкой 2018 года стала запущенная в ноябре канатная дорога над Москвой-рекой, связавшая смотровую площадку на Воробьевых горах с Большой спортивной ареной. Фактически была дана путевка в жизнь новому для Москвы виду транспорта – воздушному. На маршруте длиной 720 м расположены три станции: «Воробьевы горы» (верхняя), «Новая лига» (промежуточная) и «Лужники» (нижняя). На маршруте курсируют 35 кабинок.

В наступившем году объектами такого уровня, будущими городскими достопримечательностями должны стать первый в Европе круглогодичный парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме и Центр художественной гимнастики Ирины Винер.

1.jpg

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства МАРАТ ХУСНУЛЛИН  

Фото: Эдуард Жигайлов

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосводоканалГераМоскапстройКрост
Коминвест-АКМТФУД