ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Процентное соотношение. Власти столицы разрабатывают разумные экономические меры, которые позволят предотвратить рост цен


Кризис уже не замедлил сказаться на столичной торговле и общественном питании. И в Антикризисном плане, принятом в столице, предлагаются серьезные меры для поддержки предпринимателей, работающих в этой сфере.

В частности, еще на год продлена работа рынков, размещенных в некапитальных строениях. Департамент торговли и услуг также внимательно следит за уровнем цен на продукты питания в столичной рознице и способствует появлению отечественной импортозамещающей продукции. Для этого город оказывает поддержку сельхозпроизводителям «новой» Москвы и осуществляет поддержку строительства в ближайших окрестностях города агрокластеров, современных центров оптовой торговли продуктами питания. Несмотря на кризис, столичные власти продолжают реализацию программы переформатирования мелкой розницы – теперь город будет предлагать предпринимателям не места для установки ларьков, а аренду городских киосков определенного типа, соответствующих требованиям городских архитекторов. При этом число торговых киосков в городе не уменьшится, а, наоборот, несколько увеличится, в первую очередь вырастет количество точек, продающих мороженое.

Больнее всего кризис ударил по непродуктовой рознице

Больнее всего кризис на начальном этапе ударил по малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, реализующим промтовары, не относящиеся к категории товаров первой необходимости. Как сообщил руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, новые торговые центры, открывшиеся в конце прошлого – начале нынешнего года, заполнились к настоящему моменту арендаторами в лучшем случае наполовину.

– К сожалению, крупные торговые объекты, недавно введенные в строй, такие как торговые комплексы на Ходынке и на «Пражской», заполнены на сегодняшний день на 40–60%. Это ненормальное явление. Обычно за первый месяц после ввода объекта в строй арендаторы занимают в новых торговых центрах 70–80% торговых площадей, – отметил Алексей Алексеевич.

Помимо этого, кризис нанес удар по индивидуальным предпринимателям, работающим в эконом-сегменте рынка розничной торговли. Об этом свидетельствует тот факт, что с начала года число занятых торговых мест на вещевых рынках Москвы сократилось примерно на 10%. Для столицы это весьма ощутимая убыль сфере деловой активности за такой короткий период. Закрывают свои точки как те, кто торговал одеждой из Китая, так и предприниматели, продававшие дешевые вещи европейских производителей.

Некапитальным рынкам дали год отсрочки

В то же время ситуация на сельхозрынках остается неизменной. В столице действует 53 рынка, из них 33 – капитальные и имеют право продавать товары легкой промышленности. Еще 20 рынков торгуют сельскохозяйственной продукцией.

Помимо этого, на территории Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) работают еще восемь рынков, размещенных в некапитальных строениях. Три из них также планировалось закрыть 1 января 2015 года. Речь шла про «Автогранд» в Саларьеве, «Аккорд» в Кокошкине и «Сервисклассик» в Говорове. Но из всех рынков в ближайшей перспективе закроется лишь последний. И то лишь потому, что на его месте будет построена станция метро «Терешково» Калининско-Солнцевской линии. А два других рынка решено оставить. Это позволит сохранить на присоединенных территориях 245 рабочих мест.

Решение о продлении работы рынков еще на год не приведет к нарушению федерального законодательства. Алексей Немерюк подчеркнул, что для столицы – это антикризисная мера:

– Мы идем навстречу предпринимателям, которые в тяжелых условиях не готовы приступить к строительству новых объектов. Чтобы площадка не пустовала, мы даем возможность населению покупать в привычном формате продукты питания, а предпринимателям найти время на привлечение кредитных ресурсов.

А с задачей снабжения горожан свежей фермерской продукцией вполне справляются уличные ярмарки.

Рестораны, под давлением обстоятельств, превращаются в…

Общественное питание – это еще одна отрасль, которую уже сегодня затронули кризисные явления. Пока они еще не такие глубокие, как в розничной торговле промтоварами.

– За два кризисных месяца в городе закрылось около 60 ресторанов, но примерно столько же и открылось. Многие предприятия общепита меняют свою специализацию, переходя из категории ресторанов высокой кухни в категорию предприятий быстрого питания.

При этом, как отметил Алексей Немерюк, общее число заведений общепита не меняется, в столице, как и прежде, насчитывается примерно 7,5 тыс. предприятий открытой сети.

В столичном Департаменте экономической политики и развития считают, что в столице и до кризиса не хватало ресторанов. По статистике, в середине 2013 года в Москве на тысячу человек приходилось 43 места в кафе, в том время как для крупных городов США этот показатель выше в три раза.

Без административных рычагов

Департамент торговли и услуг внимательно следит за уровнем цен на продовольствие в розничных сетях, магазинах шаговой доступности и на рынках. Осуществляется мониторинг средних отпускных цен на продукцию сельскохозяйственных и промышленных производителей Москвы. В 2015 году выявлялись факты, когда за 30-дневный срок стоимость тех или иных продуктов возрастала более чем на 30%. Однако применять административные методы воздействия в отношении тех, кто чересчур задирает цены, в столичном ведомстве, отвечающем за торговлю, не намерены.

Регулирование торговой наценки или ограничение цены может привести к возникновению дефицита. Поэтому предельные цены на продукты питания в Москве, по словам Алексея Немерюка, вводиться не будут.

Власти столицы совместно с коллегами из федеральных министерств разрабатывают разумные экономические меры, которые позволили бы предотвратить рост цен. Одной из таких мер, по словам Алексея Немерюка, могло бы стать введение экспортных пошлин на продовольствие.

– Мы понимаем, что здесь необходимо применять меры экономического характера, не прямых запретов, линейных, все-таки надо помогать рынку, находить каналы поставок, – пояснил Алексей Алексеевич.

Новые поставщики для московского рынка

Забота о потребителях для Департамента торговли и услуг является главным приоритетом. И помимо борьбы с ростом цен, вызванным нестабильностью валютного курса рубля, департамент также озаботился и такими аспектами продовольственной безопасности, как обеспечение разнообразия ассортимента продовольственной продукции.

В процесс импортозамещения активно включились и розничные торговые сети.

– На полках сетевых супермаркетов стало гораздо больше продукции отечественного производства либо стран Таможенного союза, – констатировал Алексей Немерюк.

Ситуацию со снабжением столицы продуктами питания должны улучшить крупные агропродовольственные кластеры, строящиеся за МКАД на трех направлениях. Начиная с сентября прошлого года на территории «новой» Москвы уже функционирует один из них – «Фуд Сити», расположенный в километре от МКАД, у деревни Мамыри, неподалеку от Киевского и Калужского шоссе. Большая часть продаваемых в агрокластере продуктов – это продукция отечественных производителей, преимущественно фермерских хозяйств, осуществляющих поставки из 15 регионов России.

В ближайших планах столичных властей открытие еще двух подобных кластеров – к северу от МКАД вблизи от Ленинградского шоссе в районе Молжаниново и рядом с федеральной автомобильной трассой М2 «Крым» (Симферопольское шоссе), неподалеку от Щербинки.

Еще одним способом пополнить прилавки магазинов свежей сельхозпродукцией, которую не требуется везти в столицу издалека, стала поддержка городскими властями агропредприятий, работающих непосредственно на территории «новой» Москвы. На это из городского бюджета в нынешнем году должно быть выделено свыше 119 млн руб. субсидий.

Взаимодействие с предпринимательскими объединениями, как с общественными организациями сельхозпроизводителей и пищевиков, так и со структурами, объединяющими представителей розничной торговли, – одно из направлений работы по сдерживанию роста цен.

Так, по итогам встреч с руководством Департамента торговли и услуг крупнейшие ритейлеры, такие как «Ашан», «Дикси», Metro, «Магнит», подписали меморандум о недопущении необоснованного роста цен на продукты. В документе, в частности, оговаривается, что и поставщики, и ритейлеры не должны допускать искусственного дефицита продукции, они обязаны поддерживать на стабильно высоком уровне качество товаров.

Мелкую розницу переформатируют вопреки кризису

Несмотря на кризис, в Департаменте торговли и услуг не стали отменять переход на новый формат мелкорозничной торговли, размещенной в некапитальных сооружениях. Напомним, что в этом году истекают сроки аренды большинства торговых киосков, размещенных в 2012 году в соответствии с утвержденной тогда схемой.

Учитывая, что большинство предпринимателей так и не привели внешний вид своих торговых точек в соответствие с установленными Москомархитектурой требованиями, в Департаменте торговли и услуг решили изменить правила размещения объектов мелкой розницы. К тому же прежде киоски, как правило, пересдавались в субаренду, и каждому посреднику надо было платить. По словам Алексея Немерюка, иногда начальная стоимость аренды повышалась более чем в 85 раз!

Теперь на торги по аренде будут выставляться не земельные участки, где предприниматель получает право поставить свой киоск, а установленные городом киоски на местах, строго соответствующих схеме размещения объектов мелкой розницы. Они будут полностью удовлетворять всем требованиям городских архитекторов.

Торги будут проводиться в форме электронного аукциона. Их подготовкой-и проведением займется Департамент по конкурентной политике. А размещенные в соответствии с прежней схемой киоски предпринимателям придется убрать по истечении срока действующего договора аренды. Стартовая цена аукциона за право аренды киоска, по словам Алексея Немерюка, составит 650 тыс. руб. Каждому участнику аукциона придется внести залоговую сумму в размере себестоимости киоска.

– Все желающие смогут ознакомиться с конкурсной документацией. Ввиду низких затрат со стороны бизнеса на организацию такого формата розничной торговли мы ожидаем высокий интерес к конкурсам, – счел нужным добавить руководитель Департамента торговли и услуг.

При этом общее число объектов мелкой розницы, которых сегодня насчитывается около 7 тыс., не только не уменьшится, но и немного увеличится. Городские власти отобрали 217 участков под установку новых киосков, которые ранее не были включены в схему размещения объектов мелкой розницы.

Обкатывать новый формат мелкорозничной торговли в департаменте собираются на территории Центрального административного округа, где в настоящий момент ощущается дефицит магазинов шаговой доступности с товарами повседневного спроса. В ближайшее время здесь планируется установить около 50 городских киосков, которые будут сданы в аренду по новым правилам.

Газета, кофе и круассан – все в одном месте

Исключение для себя попросили сделать лишь продавцы прессы. Ассоциация распространителей печатной продукции уже направила письмо в Роспотребнадзор и Департамент торговли и услуг.

В обращении, в частности, содержится просьба позволить им продавать вместе со свежими утренними газетами и другие товары, которые поднимут покупателю настроение с утра: горячие напитки – чай и кофе и хорошо сочетающиеся с ними снеки – круассаны и шоколадные батончики. Продукция будет в вакууме и не соприкоснется с печатной продукцией или вовсе будет продаваться в пристроенном к киоску вендинговом автомате.

В профильном департаменте в принципе готовы пойти навстречу распространителям, хорошо понимая, что в период экономического кризиса им придется столкнуться с серьезными трудностями.

– Любой вложенный предпринимателями рубль в этой мелкорозничной торговле «отбивается» за полтора года, – пояснил Алексей Немерюк. – При этом печать – наименее доходный сектор. Основной доход у них – это сопутствующие товары. Поэтому в конце прошлого лета городские власти уже официально разрешили предпринимателям расширить ассортимент и начать продавать в газетных киосках минеральную воду, лимонад и другие прохладительные напитки.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КапиталМосгазГераЭнергокомплекс
АБЗСтройИнвест-3МОСПРОМСТРОЙ