НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Триста видов морепродуктов. Чтобы насытить столичный рынок недорогой отечественной рыбой – фестиваль рыбных ярмарок сделают регулярным


К числу весенних тематических ярмарочных фестивалей, проводимых в столице, таких как Пасхальный фестиваль и фестиваль «Московская весна», в этом году добавился еще один фестиваль – «Русская рыба» или «Рыбная неделя», который проходил с 22 по 28 апреля. Цель этого мероприятия – насытить столичный рынок продукцией отечественного рыболовства, а также обеспечить импортозамещение морепродуктов, попавших под санкции и производящихся в странах Европейского союза.

Накануне старта фестиваля проблемы отрасли и вопросы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности столицы в этом секторе рынка, обсуждались на круглом столе «Русская рыба в Москве: актуальные вопросы импортозамещения». В мероприятии принимали участие заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк, президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, а также руководители крупнейших рыболовецких и рыбоперерабатывающих компаний страны, сетей быстрого питания и розничной торговли.

Ежегодно в столице потребляется 330 тыс. т рыбы. Среднестатистический житель Москвы в течение года потребляет около 27 кг рыбы. Наибольший объем потребления (60%) приходится на замороженную и свежую рыбу, соленые, копченые и сушеные морепродукты – 20%, рыбные консервы – 13, рыбные полуфабрикаты и готовые рыбные изделия – 7%.

Рыбные продукты в 69% случаев поставляются в столицу из Сахалинской, Камчатской, Калининградской, Мурманской областей, Приморского края и в 31% – импорт из Чили, Китая, Индонезии. Доля затрат на рыбу и рыбопродукты в потребительской корзине москвичей составляет 9,7% (около 662 руб.).

В августе 2014 года распоряжением Правительства России на один год был запрещен ввоз на территорию страны продуктов питания, в том числе рыбы и морепродуктов, из стран Европейского союза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Перед столичными властями встала задача заполнить возникшую лакуну отечественной продукцией. Было принято решение сделать это при помощи тематического мероприятия – рыбного ярмарочного фестиваля.

Продукты из 30 регионов России

Фестиваль «Русская рыба» или «Рыбная неделя» проводился на семи площадках, из них две были открыты на Кузнецком Мосту и по одной – на Арбате, Тверском бульваре, в Новопушкинском сквере, на Пушкинской площади и в Климентовском переулке. Здесь были установлены деревянные домики, в которых продавали более 300 видов отечественной рыбы и морепродуктов от более чем 150 производителей из 30 регионов России от Владивостока до Калининграда, от Крыма до Мурманска. Организацией этого мероприятия занимались совместно столичный Департамент торговли и услуг и Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

По словам главы Департамента торговли и услуг города Москвы Алексея Немерюка, цены на российскую рыбу от импортных аналогов иногда отличаются на порядок. В то время как стоимость ординарных сортов российской рыбы, как правило, колеблется в пределах 200–300 руб/кг, любая импортная рыба стоит уже тысячу рублей. При этом на площадках фестиваля отечественная рыба стоила еще дешевле, чем в магазинах. Так, килограмм налима можно было купить за 150 руб. при обычной цене в магазинах 370 руб., крымская ставрида продавалась по 260 руб/кг, а волжская стерлядь – за 575 руб/кг вместо 1200 руб.

Только за первый день работы фестиваля было продано 50 т отечественной рыбной продукции, а фестивальные площадки посетили свыше 300 тыс. человек. Эти мероприятия поддержали более 30 рынков, 348 ресторанов, свыше 1,6 тыс. столичных магазинов. Все они подготовили спецменю, скидки на ряд наименований, провели серии презентаций, включающих дегустации и мастер-классы. Наибольшим спросом пользовались дальневосточные лососевые рыбы – нерка, чавыча, горбуша, а также омуль и муксун и крымские хамса, тюлька, барабуля и рапан. В обычные дни у москвичей иные рыбные предпочтения: безусловным лидером является живой карп, за ним следуют такие виды, как дорадо, сибас и семга. Икру, морепродукты и рыбу можно было попробовать в ходе дегустаций и приобрести по ценам производителей в торговых шале. В ходе кулинарных шоу повара из ведущих столичных ресторанов показывали, как правильно выбирать и готовить морепродукты. Российские актеры, путешественники и рыбаки проводили конкурсы и мастер-классы для детей и взрослых.

– Благодаря совместным усилиям Федерального агентства по рыболовству и Правительства Москвы удалось не только активизировать этот процесс, но и возродить в столице высокий спрос на русскую рыбу. Кроме того, российские рыбопромышленники убедились: их продукцию любят и ждут, а значит, есть все основания полагать, что этот процесс будет необратимым и «Рыбная неделя» станет общероссийским мероприятием и зашагает по регионам – так оценил итоги московской «Рыбной недели» глава Росрыболовства Илья Шестаков. По ее итогам Росрыболовство приняло решение о регистрации бренда «Русская рыба». Как сообщил журналистам глава ведомства, право бесплатно использовать его получат предприятия торговли и общественного питания, которые занимаются активным продвижением на рынок отечественной рыбной продукции. Товарный знак также будет закреплен за одной из подведомственных организаций Росрыболовства.

Выставка достижений рыбохозяйственных компаний России

В ходе фестиваля москвичи впервые за долгие годы смогли купить и попробовать именно русскую рыбу в том виде, в котором ее производят многие российские регионы.

– Продвижение на рынок русской рыбы – важный шаг в импортозамещении. Наша главная задача, чтобы москвичи в магазинах спрашивали именно нашу рыбу, а наши рыбаки будут с удовольствием ее поставлять, – пояснил глава Росрыболовства.

В свою очередь, советник руководителя Росрыболовства Дмитрий Краснов назвал фестиваль «Рыбная неделя» выставкой достижений рыбохозяйственных компаний России и отметил:

– Поставщики, рестораны и магазины Москвы договариваются во время фестиваля о системности и постоянности поставок. Для достижения этой цели в ходе «Рыбной недели» было организовано большое количество деловых мероприятий с участием рыбопромышленников, рестораторов, представителей торговых сетей, которые и договаривались о системности и регулярности этих поставок. Итогом проведенных переговоров стало заключение целого ряда контрактов и договоренностей.

Договаривались о сотрудничестве не только производители, переработчики и ритейлеры, накануне открытия фестиваля было подписано соглашение о взаимодействии в области рыбного хозяйства между Правительством Москвы и Росрыболовством.

– Спрос на рыбу в ходе мероприятия был так велик, что поставщики едва успевали ее подвозить, чтобы реализовать на фестивальных площадках, в торговых шале. При таком спросе появление специализированных рыбных магазинов – закономерное явление, – отметила заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. Так и вышло: на третий день фестиваля на Мичуринском проспекте в районе Раменки открылся седьмой по счету в столице магазин специализирующейся на рыбопродукции розничной сети – «Рыбная мануфактура № 1». Продукция в специализированные магазины ежедневно поступает из распределительного центра, расположенного в подмосковной Истре.

Логистический центр для русской рыбы

Еще одним важным итогом апрельской «Рыбной недели» стало решение столичного имущественно-земельного комплекса выделить площадку под строительство в городе оптово-распределительного центра рыбной продукции. Сделано это будет, как сообщила Наталья Сергунина, после детального анализа потребностей горожан в этом виде продовольствия.

– Пока мы не видим консолидированного потребителя, который готов построить такой центр и организовать его работу, – отметила Наталья Сергунина. – Если найдется инвестор, который сочтет подобный проект рентабельным, земля ему будет выделена, – заверила Наталья Алексеевна.

Городские власти отдают себе отчет в том, что столице необходим логистический центр для краткосрочного и длительного хранения охлажденной и замороженной рыбы. Многие региональные рыбопроизводители сегодня предпочитают не привозить скоропортящуюся продукцию в Москву из-за угрозы убытков, связанных с неправильно организованным хранением.

– Сегодняшний день показывает, что вся русская рыба нужна потребителям. А логистический центр позволит рыбопроизводителям постоянно привозить рыбу в Москву без страха, что она окажется невостребованной, – подчеркнула заместитель Мэра. – Пока же город намерен содействовать созданию логистических центров для хранения и оптовой торговли рыбой в уже работающем агрокластере Food City. Первой опцией должно стать создание там центра кросс-докинга. Он позволит осуществлять процесс приемки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения. Для этого в агрокластере имеется специальное оборудование для хранения как замороженной, так и свежей охлажденной рыбы и все возможности для ее доставки, отгрузки и реализации.

Творить, обучаться и делиться рецептами

В ходе «Рыбной недели» было проведено и мероприятие, достойное Книги рекордов Гиннесса. Так, на пятый день фестиваля организаторы установили на Кузнецком Мосту огромный котел, в котором из консервированной сайры было сварено 200 л ухи. Попробовать ее и записать рецепт супа могли все желающие.

На открытых площадках фестиваля «Русская рыба» гостей ждала занимательная интерактивная программа. Дети и взрослые могли покататься на качелях в форме осьминогов и косаток или поиграть в гигантские шахматы фигурами, изображающими обитателей подводного царства. Также юные посетители фестиваля могли заняться прикладным творчеством, посвященным морской тематике, например, сделать собственными руками аппликацию на тарелке или украсить салфетки вышивками в виде рыб, осьминогов, креветок и других обитателей морских глубин. Еще одним видом малых архитектурных форм, украсивших ярмарочные площадки, стали шхуны с восьмиметровыми мачтами, по вантам которых могли полазить ребятишки. Специально для активных пользователей социальных сетей были разработаны кнопки-«лайк», которые разместили у каждого арт-объекта. В итоге, даже не имея при себе смартфона или планшета, можно было отметить понравившуюся тебе фигуру. Чтобы лайкнуть объект, требовалось лишь получить у организаторов ярмарки браслет с индивидуальной электронной меткой.

А на Тверском бульваре был установлен огромный аквариум с живой рыбой. Стеклянный шар диаметром 2 м стал временным пристанищем для толстолобика, зеркального и чешуйчатого карпа, черного и белого амура и сома.

Для тех, кто заботится о своем здоровье, на площадках проводились лекции диетологов, которые позволяли подобрать правильное сочетание рыбы с другими продуктами, рассказывали о жирных и нежирных породах рыбы и о лечебных свойствах тех или иных видов морепродуктов.

«Рыбный фестиваль» решено проводить дважды в год

Для рестораторов проведение фестиваля «Русская рыба» стало поводом задуматься о создании в Москве сети быстрого питания, базирующейся на традиционной русской рыбной кухне.

– В России уже работает свыше 200 сетей фастфуда, в меню которых есть много продуктов из рыбы, и создание отдельной сети вполне возможно, хотя сделать это будет непросто, – считает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Он напомнил, что осенью 2014 года федерацией был принят меморандум «О развитии и популяризации новой русской (российской) региональной (локальной) кухни и аутентичных региональных продуктов», в соответствии с которым рестораторы огласили намерение больше внимания обращать на популяризацию и развитие национальной кухни. При этом в столице работает более 7,6 тыс. общедоступных предприятий общественного питания. Причем в условиях кризиса многие из них захотят диверсифицировать свой бизнес и попробовать занять ту нишу, которая пока еще свободна. Московские рестораторы и прежде охотнее, чем в провинции, экспериментировали с новыми форматами.

– Мало кому известно, но в Москве сейчас на одну треть больше тех сетей фастфуда, которые работают не по франшизе. Наши предприниматели хорошо осваивают эту нишу, – отметила Наталья Сергунина.

Первый «Рыбный фестиваль» в Москве прошел успешно, и теперь городские власти намерены сделать его регулярным и проводить дважды в год – весной и осенью. Ожидается, что его площадки будут размещены в каждом из 12 округов столицы.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
СаториКапиталМОЭКЭнергокомплекс
ШколаАбсолютАКСИТЕХ