НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Золотая рыбка. Россия должна стать одним из мировых лидеров по производству рыбной продукции


Выступая на совещании, посвященном мерам по развитию рыбохозяйственного комплекса страны, глава Министерства сельского хозяйства Александр Ткачев заявил о том, что Россия должна стать одним из мировых лидеров по производству рыбной продукции.

– Очевидно, что при существующем потенциале отрасли необходимы дополнительные меры поддержки. Тем более в ситуации, когда обеспечение продовольственной безопасности страны имеет первостепенное значение. Государство и бизнес-сообщество ведут работу по выработке консолидированной позиции для достижения общей цели – качественного и динамичного развития рыбной отрасли, – сказал министр сельского хозяйства.

Как отметил заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, планируется перейти на формирование экономических стимулов для развития отрасли.

– Важно добиться развития предприятий и выполнения государственной задачи – увеличения объема поставок отечественной рыбной продукции в различные регионы России, а также сокращения издержек на пути рыбы от рыбака до потребителя, – уточнил Илья Шестаков.

На совещании отметили, что для рыбаков будут определены стабильные правила игры и сохранен исторический принцип закрепления квот добычи. Улучшение условий железнодорожных перевозок рыбы, организация государственных и муниципальных закупок российской рыбы, в том числе для обеспечения питания в школах и детских садах, а также продолжение мероприятий по продвижению отечественной рыбной продукции будет способствовать увеличению поставок российской рыбы на внутренний рынок.

По словам Александра Ткачева, рыбная отрасль сейчас на подъеме, осталось решить тактические задачи по ее развитию.

– Мы считаем, что квоты нужно выделять, учитывая возможность производства судов, развития судостроительных компаний в России, потому что, к сожалению, подавляющее большинство – это устаревшие суда. Более того, наши компании в основном покупают уже подержанные суда в Корее, Японии, тем самым развивая их промышленность, – объяснил министр.

Как полагают в Минсельхозе, для решения этого вопроса нужно стимулировать, в том числе за счет преференций, компании, которые занимаются добычей и производством рыбы, к покупке отечественной техники, судов и т.д.

Беспокойство рыбаков

Тем не менее по поводу сохранения исторического принципа наделения квот у самих рыбаков возникли вопросы. Как отметил руководитель Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин, представители рыбопромышленных предприятий края выразили свои опасения по поводу предстоящих поправок в федеральное законодательство.

– Нас беспокоит предложение властей предусмотреть выделение 20% квот под инвестиционные цели, – рассказал руководитель ВАРПЭ. – Это значит, что от общего объема добычи рыбы 20% необходимо будет отдавать компаниям, которые построят суда на российских верфях или объекты для переработки рыбы на берегу. Нас это не устраивает. Система выделения квот в размере 20% не решает комплексную проблему, так как получается, что кто успеет построить суда, тот получит 20%. Тогда для чего развивать судостроение? Чтобы сделать разовую акцию в интересах отдельных компаний? Это неправильно, с нашей точки зрения. Кроме того, нас очень беспокоит, что будет с остальными компаниями. Ведь сегодня в море выходят 1800 рыбодобывающих судов, которые обеспечены квотами, и если забрать у всех 20% в пользу кого-то, тогда нужно понимать, с чем останется малый и средний бизнес, который составляет большую часть рыбной отрасли, но при этом имеет по одному два судна. А с учетом сезонности в этой сфере у компаний остается два выхода: либо разориться, либо заниматься браконьерством. Но об этом не хотелось бы говорить. Мы считаем, что все компании должны строить суда, например, не менее 20% собственных квот направлять на строительство судов. Если комплексно решить этот вопрос, создать конкурентные предложения судостроителям и решить вопросы долгосрочного финансирования этих проектов – все рыбаки это поймут.

В свою очередь, глава Росрыболовства заверил, что исторический принцип при распределении квот будет сохранен.

– Речь идет о том, что четкое решение должно быть выработано на 25 лет, – сказал Илья Шестаков. – Флота гораздо больше, чем ресурсов, но половину надо списывать и строить новый, современный флот. Мы предлагаем стимул для промышленников. Но, по словам рыбаков, сегодня в стране недостаточно верфей, способных строить современный рыбопромысловый флот, в том числе ярусоловы.

– Главная задача Министерства сельского хозяйства страны – это государственная поддержка и создание комфортных условий для бизнеса. Но, не модернизируя производство, не внедряя новые технологии, невозможно снижать издержки и стоимость нашей продукции, нельзя быть конкурентоспособными, – отметил Александр Ткачев, добавив, что кризисные явления и курс на импортозамещение дали толчок развитию сельского хозяйства в стране.

Отечественные производители способны на 95% обеспечить жителей страны продуктами питания, произведенными в России. Это касается и рыбной отрасли. Необходимо развивать и стимулировать предприятия рыбной отрасли, которые вкладывают средства в береговую переработку, думают о снижении издержек и собираются работать открыто. Со своей стороны, государство должно создать возможности для внутреннего спроса, в том числе за счет преференций отечественным производителям при государственных закупках продовольствия. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем с ведомствами. Базовая роль Министерства сельского хозяйства заключается в поддержке аграрного и рыбного бизнеса, создании условий и предпосылок для развития через субсидирование процентных ставок, строительство логистических центров.

Камчатка инвестирует

Заместитель председателя правительства – министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын заявил, что Камчатка является лидером не только по объему вылова на Дальнем Востоке и в стране, но и по объему инвестиций в отрасль.

– С учетом мер господдержки видна положительная динамика развития рыбной отрасли Камчатки, которая выгодно отличается от других регионов: за последние годы в крае построено 17 современных заводов, в развитие береговой переработки вложено 16 млрд руб. Еще 8 лет назад 80% добытой рыбы сбывали в море и только 20% перерабатывалось на берегу. Сейчас 80% сырца доставляют на берег для дальнейшей переработки. Рыбаки откликнулись на действия правительства, они почувствовали стабильность, вкладывают средства в модернизацию флота, строительство береговых перерабатывающих мощностей, чтобы повысить эффективность деятельности, – сказал Владимир Галицын. Он вновь обратил внимание руководства Министерства сельского хозяйства на необходимость закрепления прибрежных квот за прибрежными предприятиями.

Импортную рыбу не закупать!

Все перечисленные вопросы были вынесены и на обсуждение в ходе заседания Госсовета с Президентом России Владимиром Путиным. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев также выступил с предложением ограничить государственные закупки импортной рыбы.

– Внесение изменений в закон о рыболовстве и развитие инфраструктуры – это полдела. Без стимулирования потребительского спроса нам не обойтись. Поэтому второй вопрос – это ограничение госзакупок импортной рыбы, – заявил министр, отметив, что речь идет о рынке в 32 млн потребителей, о детских садах, школах, больницах, вузах, а также Вооруженных силах и МЧС. – Если удастся обеспечить госзаказ и закупку отечественной рыбы и в целом продовольствия – мяса, молока, овощей, это будет серьезный сдвиг для нашего рынка и сигнал, что государство заинтересовано в производстве и поставках.

Он также подчеркнул, что тарифы на железнодорожные перевозки в обычных и рефрижераторных контейнерах необходимо сделать одинаковыми, а также ускорить доставку рыбы с Дальнего Востока в три раза. Когда скорость доставки рыбы увеличится, ее можно будет поставлять в Европу.

– Китайские ботинки везут в три раза дешевле, чем отечественную рыбу с Дальнего Востока. Фактически, за счет рыбы и продовольствия дотируются универсальные перевозки. Доставлять рыбу с Дальнего Востока должны не 20 суток, а 7, как едут универсальные поезда, – подчеркнул Александр Ткачев.

Министр обратил внимание на неудовлетворительное состояние парка рефрижераторных вагонов:

– В 2017 году должно быть списано более 90% вагонного парка, сегодня эксплуатируется около 7 тыс. вагонов, построенных еще 30 лет назад. Старый подвижной состав не в состоянии обеспечить соблюдение технологических требований к перевозкам рыбы и поддерживать требуемые температуры на всем пути до Москвы.

Часть поручений, которые Владимир Путин подписал по итогам заседания президиума Госсовета, касается перевозки рыбных грузов. Так, правительству поставлена задача представить предложения по отправке рыбной продукции с Дальнего Востока в центральную часть страны в рефрижераторных контейнерах морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. Также Кабинет министров должен продумать меры по выравниванию железнодорожных тарифов на перевозку грузов в универсальных и рефрижераторных контейнерах, чтобы исключить сезонный рост цен на перевозку рыбы. Для этого предполагается рассмотреть и возможность субсидирования. Кроме того, президент поручил подготовить предложения по производству на территории РФ рефрижераторных контейнеров, включая дизель-генераторные установки.


Назад в раздел
МИЦИНАМосгазГера
ЛокоБанкАКСИТЕХВК