НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Мясо-рыба, сыр и многое другое. Московские сезоны завершили первый цикл


В ноябре заканчивается сезон уличной торговли, прекращают свою работу до апреля ярмарки выходного дня и региональные ярмарки. Фестивали из цикла «Московские сезоны» взяли паузу до Рождества. Зато за прошедшие месяцы город определил правила работы уличных выносных прилавков для торговли свежими фруктами и овощами при стационарных магазинах. И расчистил подходы к станциям метро от торгового самостроя. Торговля сюда еще вернется после того, как будут построены транспортно-пересадочные узлы с цивилизованными торговыми галереями.

У станций метро не будет ненужной торговли

Пока же при помощи административных мер подходы к станциям метро успешно очищают от граждан, незаконно торгующих товарами с рук. За 2,5 года составлено около 32 тыс. протоколов за несанкционированную торговлю. Как сообщил глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, за период с начала 2014 г. в ходе проверок выявлено 242 проблемные территории, расположенные вблизи станций метро «Преображенская площадь», «Юго-Западная», «Павелецкая», «Краснопресненская», «Цветной бульвар», «Проспект Мира», «Перово», «Авиамоторная» и «Марьино». Удалось ликвидировать стихийные рынки на территории транспортно-пересадочных узлов «Выхино», «Люблино», «Университет» и «Теплый Стан». Общая сумма штрафов, наложенных за этот период на торговцев с рук у метро, составила 86,7 млн руб. Успешно взыскано 50% из них.

Кстати, штраф за подобное правонарушение для граждан составляет от 2,5 до 5 тыс. руб. В случае повторного нарушения, а также за торговлю на территории метрополитена и в 25-метровой зоне от его наземных вестибюлей и сооружений гражданам придется заплатить 5 тыс. руб.

Ранее составлять протоколы о торговле вне специально отведенных для этого мест могли только сотрудники органов внутренних дел. С 2014 г. такими полномочиями наделили сотрудников столичного Департамента торговли и услуг, окружных префектур, районных управ и ОАТИ.

На протяжении года прошли три волны сноса торгового самостроя – в феврале, в конце августа и в октябре. В феврале снесли 104 торговых павильона, в августе – 107, в октябре – 43 торговых объекта, 15 из которых располагались у станции метро «Петровско-Разумовская».

Город при сносе самостроя действовал исключительно в рамках правового поля. По словам Алексея Немерюка, бывшим владельцам самостроя город предложил более 2 млн кв. м свободных площадей. Причем большую часть из них даже на более выгодных условиях с точки зрения арендной платы: ставка в них в 1,5–2 раза ниже той, которую арендаторы платили в снесенных зданиях. Да и с точки зрения потока покупателей они не проиграли: все новые площади находятся в достаточно оживленных местах.

За добровольный снос самостроя владелец имеет право на компенсацию в размере 55,5 тыс. руб. за кв. м. В случае содействия городских служб компенсация составит 51 тыс. руб. за кв. м. При отказе от сноса постройки будут демонтированы силами властей.

После того, как удаляются обломки снесенных павильонов, проводится благоустройство территорий. Горожанам предлагают самим выбрать, что бы они хотели видеть на освободившихся площадках. Но уже предварительное изучение общественного мнения говорит о том, что есть огромная потребность в местах для отдыха – люди хотят побольше скверов с красивыми клумбами, удобными лавочками и бесплатным Wi-Fi, где можно просто посидеть и перевести дух от интенсивного ритма жизни большого мегаполиса. Судя по благоустроенным территориям после первой волны сноса, это вполне совпадает с планами городских властей.

Как сообщил глава Департамента торговли, согласно данным проведенных проверок Роспотребнадзора и Объединения потребителей России, торговали в снесенных павильонах продукцией низкого качества и часто неизвестного происхождения, большую часть их ассортимента составляли непродовольственные товары. При этом в торговом самострое было выявлено немало контрафакта, а в расположенных там предприятиях общественного питания – множество нарушений санитарных норм.

Наведен порядок и в выносной торговле, ведущейся при стационарных продовольственных магазинах. Как правило, на улицу выставляются прилавки с овощами и фруктами или холодильники с мороженым и прохладительными напитками, во второй половине лета – бахчевые развалы, а ближе к Новому году – елочные базары. Недавно столичные власти разработали требования к внешнему облику для нестационарных торговых объектов при магазинах. Архитекторы разработали универсальный вид для уличных маркиз – выдвижных навесов для торговых объектов. Маркизы и тенты могут быть различных цветов – от ярко-желтого до синего. И они должны располагаться на определенном расстоянии от входа в магазины, чтобы не мешать пешеходам.

– Все магазины, которые захотят открыть подобный торговый объект, должны будут соблюдать требования по типовым решениям, – подчеркнул Алексей Немерюк.

Торговых площадей хватает

Еще одна задача департамента – позаботиться о том, чтобы в городе в период кризиса не упала обеспеченность населения торговыми площадями. По состоянию на 2010 г. в Москве наблюдалась нехватка этих площадей: обеспеченность жителей составляла 690 кв. м площадей на тысячу человек. Этого количества было недостаточно для того, чтобы гарантировать москвичам и гостям города современные и качественные услуги торговли и бытового обслуживания.

В связи с этим строительство новых магазинов различных форматов (шаговой доступности, универмагов, торговых и торгово-развлекательных центров) является одним из приоритетов градостроительной политики Правительства Москвы и привлекательным направлением для инвестиций. Всего за 2011–2015 гг. в Москве построили около 300 магазинов различных форматов общей торговой площадью более трех млн кв. м. Обеспеченность жителей Москвы торговыми площадями выросла на 26,6% и сегодня составляет 874 кв. м на тысячу человек.

В конце 2015 г. международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers провела специальное исследование градостроительного развития Москвы в сравнении с 11 другими мегаполисами мира (Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Сингапур, Гонконг, Пекин, Шанхай, Сеул, Токио, Сан-Паулу, Мехико). Среднегодовые темпы прироста общей площади торговых центров на душу населения в Москве в 2012–2014 гг. составляли 9,9%. Это ставит Москву на третье место среди исследованных городов вслед за Лондоном и Пекином.

Фестивали привлекают туристов

Важным элементом системы уличной торговли столицы стали тематические ярмарочные фестивали, с этого года объединенные в единый цикл «Московские сезоны». Помимо свежих фермерских продуктов яркие уличные мероприятия привлекают в российскую столицу туристов. В нынешнем году в сезон «Московское лето» вошли сразу несколько фестивалей, события которых были сосредоточены на более чем 30 городских площадках. Это фестиваль «Наш продукт», который длился с 9 по 19 июня, он представлял в столице продовольствие отечественных производителей, и его посетили 3,8 млн человек. Фестиваль «Московское мороженое» продолжался в городе с 24 июня по 10 июля, на нем побывало более 5 млн человек. Производители смогли продать не менее 95 т мороженого более 150 видов. А фестиваль «Московское варенье», который состоялся с 15 июля по 7 августа, посетило свыше 8 млн человек. Там было продано 80 т варенья, 20 т меда и 100 т других сладостей.

Осенью «Московские сезоны» продолжились осенней программой. На стыке лета и осени – с 24 августа по 4 сентября – проходил фестиваль «Снова в школу», на котором побывало примерно 2,5 млн человек. Здесь продали свыше 3000 комплектов школьной формы, 2 500 тыс. учебников, более 1000 рюкзаков. А «Московское кино» с 9 по 18 сентября посетило около 5 млн человек, которые поучаствовали более чем в 2000 мастер-классах, уличных шоу, концертах. На площадках, посвященных истории кинофильмов, действие которых происходит в Москве, посетители могли увидеть хорошо знакомые и любимые фильмы: «Иван Васильевич меняет профессию», «Свинарка и пастух», «Война и мир», «Цирк», «Место встречи изменить нельзя», «Я шагаю по Москве», «Покровские ворота», «Гостья из будущего», «Ночной дозор» и «Стиляги». На площадках фестиваля продали тематических сувениров и товаров на сумму более 100 млн руб. Ожидаемо самыми посещаемыми стали дни фестиваля, совпавшие с празднованием Дня города, – 10 и 11 сентября, когда его посетителями были 2,4 млн человек.

А с 23 сентября по 9 октября в Москве прошел фестиваль «Золотая осень», на площадки которого приехали 500 агрохозяйств и более 120 предприятий пищевой промышленности из почти 40 регионов России. В течение двух с половиной недели в городе торговля шла на 49 площадках.

Для гостей фестиваля работали более 300 шале, в том числе 181 торговое, 94 общественного питания и 26 анимационных.

– Во время фестиваля прошло 4,8 тыс. различных мероприятий, включая кулинарные и творческие мастер-классы и шоу, интерактивные мини-лекции, концертные и театральные программы. Их посетили более 110 тыс. человек. 30 сентября во время «Сырных дней» на Манежной площади на глазах у посетителей сварили новый сорт сыра – Московский. Это полутвердый сыр с тмином. Он обещает стать такой же гастрономической «визитной карточкой» нашего города, какой уже сделался созданный в минувшем году торт «Москва».

Фестиваль «Золотая осень», в рамках которого на ВДНХ также проходит одноименная общероссийская агропромышленная выставка, – важнейшее мероприятие федерального уровня, на которое в столицу прибывают многие главы регионов. В этом году выставка собрала на своей площадке около 2,5 тыс. участников из 63 регионов нашей страны. Международную часть экспозиции представляют предприятия из Абхазии, Белоруссии, Украины, Германии, Италии, Великобритании, Нидерландов и Японии. По итогам агровыставки было заключено не менее 60 соглашений о поставках сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.

Прямые связи с субъектами Федерации и различные формы уличной торговли позволяют уменьшить импортозависимость, обеспечить продовольственную безопасность столицы и обеспечить поставки на столичный рынок качественной и экологически чистой продукции из регионов.

– За год зависимость столицы от импортного продовольствия снизилась на 28%. Сегодня на московских прилавках отечественной продукцией являются 70% продающейся рыбы, 80% мяса и яиц, 90% молока и растительного масла, 95% хлеба, круп и картофеля – 95%, – сообщил Алексей Немерюк.

Три дополнительные темы - мясо, сыр и рыба

В рамках большой «Золотой осени» проходило три локальных тематических фестиваля, посвященных одному типу продуктов, – «Рыбная неделя», «Мясная неделя» и «Сырные дни». Всего было продано около 200 т мясной продукции, 60 т сыра и сырных продуктов, более 240 т рыбы и морепродуктов, 70 тыс. банок рыбных консервов. Лидерами продаж стали фермерское мясо птицы, треска, барабулька и ряпушка.

– Для участия в «Сырных днях» приехали сыроделы из разных уголков страны, привезли более 100 сортов сыра от 60 производителей из 20 российских регионов, в том числе бри, камамбер, горгонзолу, моцареллу, бурату, то есть сорта, которые до 2014 года в нашей стране не производились и ввозились исключительно из Франции и Италии, – уточнил Алексей Немерюк.

Помимо них 24–25 сентября на территории парка «Сокольники» прошел Фестиваль фудтраков. Его участниками стали 30 точек уличного общепита на колесах. В преддверии принятия Минпромторгом единых требований к новому формату общественного питания владельцы автозабегаловок решили отработать свои технологии, предложив свой ассортимент посетителям парка за время проведения Московского фестиваля фудтраков.

На «Сырной неделе» был поставлен своеобразный рекорд. В общей сложности сыровары реализовали 60 т сыра, причем продажи превзошли их ожидания на 20%. Спрос был настолько велик, что 10 т пришлось экстренно довозить.

– Как показывает практика, участники наших фестивалей, рекламируя свою продукцию, продавая ее на московских фестивалях, потом имеют хорошую возможность заполнить ею полки магазинов, в том числе и сетевых компаний. Такая практика уже сложилась, и есть очень позитивные примеры, – отметил глава департамента.

– За время «Рыбной недели» российским рыбодобытчикам и рыбопромышленникам удалось реализовать около 201,5 т своей продукции. Большим спросом пользовалась олюторская сельдь, ее было продано больше 15 т. Также гости купили 15 тыс. устриц и 70 тыс. банок различных консервов, – сообщил руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы.

В ходе осенней «Рыбной недели» Алексей Немерюк открыл инновационную рыбную зону на Велозаводском рынке.

– Город придерживается практики перевода старых колхозных рынков в формат многофункциональных торговых площадок, где есть все необходимое для торговли и работы предприятий, а также для покупателей. Это европейский уровень: покупателю в его присутствии могут приготовить блюда из купленных здесь же продуктов. Изменились и колористические решения, торговые места стали просторнее, а продавцы надели единую форму, также открылись кафе и закусочные, – отметил Алексей Алексеевич на церемонии открытия.

Особенность этих рыбных рядов в том, что любой желающий может не только купить рыбу и попросить подготовить ее для приготовления. На рынке ее могут и закоптить, и пожарить, и сварить и т.д., чтобы можно было съесть ее прямо здесь.

Вкусные символы столицы

Идею создания торта «Москва» предложили мэрии столичные кондитеры. Было разработано несколько рецептов, за каждый из которых можно было проголосовать москвичам. В результате большинство выбрало ореховое лакомство со сгущенкой. Один килограмм фирменного торта стоит 1190 руб.

С этого года торт «Москва» стал выпускаться в специальной фасовке, предназначенной для питания космонавтов. Горлышко космической тубы шире, чем у привычных нам тюбиков. Все ингредиенты добавляются внутрь кусочками – фундук, корж, шоколад. Сейчас сотрудники Лаборатории космического питания бьются над решением задачи длительного хранения торта в тюбиках. Они хотят добиться того, чтобы космический десерт оставался пригодным в пищу на протяжении полугода. К Новому году необычный продукт должен появиться в продаже. Торт «Москва» в тюбиках будет реализовываться в первую очередь в аппаратах на ВДНХ и в Московском планетарии, а также в магазинах, которые занимаются реализацией фирменного столичного торта.


Назад в раздел
ТеплоцентрстройГеопроектизысканияМоскапстройГера
СоюзЛокоБанкЦентрФУД