ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

В интересах бизнеса, на благо города


Так определяет цель своей работы Владимир Платонов, президент Московской торгово-промышленной палаты.

Адрес: улица Петровка, дом 15, стр. 1 – хорошо знаком столичному бизнес-сообществу. Здесь находится Московская торгово-промышленная палата (МТПП) – крупнейшее объединение предпринимателей в Москве. Это единственная московская общественная организация, которой законодательно делегирована функция представления интересов бизнеса в органах столичной власти. О деятельности организации и ее роли в развитии предпринимательского климата столицы в наши дни корреспондент журнала «Московские торги» беседует с президентом МТПП ВЛАДИМИРОМ ПЛАТОНОВЫМ.

4.jpg

– Владимир Михайлович, насколько удается сохранять традиции предпринимательства в нашей стране?

– Предпринимательство в России издавна являлось мощным двигателем экономического развития государства. Москва дореволюционная была создана главным образом предпринимателями – это храмы, дома, больницы, предприятия, галереи, многие из которых до сих пор существуют, символизируя традиции прежних поколений. Приведу лишь несколько самых известных примеров: на Девичьем поле Московская городская дума выделила участок земли, где купцы построили здания медицинских клиник. Московскому предпринимателю, благотворителю Н.А. Алексееву Москва обязана строительством школ и больниц. Храм Христа Спасителя был полностью построен на пожертвования, в том числе и на взносы купцов…

Разумеется, стремление к объединению для защиты профессиональных интересов – одна из главных тенденций развития предпринимательства. В России ремесленные цеха и купеческие гильдии, созданные в 1721 году по указу Петра I, были первыми институциональными формами такого объединения и, по сути, могут считаться своего рода предтечей торгово-промышленных палат. Уже тогда в Москве возник новый орган, объединивший купцов всех гильдий, – Гильдия московского купечества.

А Московское купеческое собрание, которое располагалось в нынешнем здании театра «Ленком»? Это была авторитетнейшая организация, члены которой вырабатывали правила для защиты предпринимателей. Купеческим сообществом присуждались звания первой, второй и третьей гильдии сообразно размеру объявляемого капитала. В те времена купец мог совершить устную сделку. Это верх доверия! Купеческое слово дорогого стоило.

– Владимир Михайлович, если продолжить исторический экскурс, то как развивался институт ТПП?

– Попытка создания Торгово-промышленной палаты как института была предпринята еще Временным правительством, но из-за революционного переворота этот процесс не получил своего продолжения. Позднее ТПП в Москве появилась во времена нэпа. Новая экономическая политика имела целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений. Но после того как нэп был свернут, была запрещена и предпринимательская деятельность.

28 мая 1928 года Совет народных комиссаров СССР утвердил Устав Всесоюзной торговой палаты. В 1972 году она была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР. В 1988 году съезд ТПП СССР принял решение о реформировании палаты.

Утвержденный съездом устав давал ей право создавать региональные отделения и ТПП городов. В январе 1990 года были ликвидированы отделения ТПП СССР на территории Российской Федерации и на их основе стали возникать самостоятельные торгово-промышленные палаты. Именно в этом году была заложена основа современной системы торгово-промышленных палат России.

– Если говорить о современном этапе развития МТПП, когда возникла необходимость объединения?

– А в этом сразу появилась необходимость: Московская торгово-промышленная палата была создана в 1991 году, в самом начале новой истории России. Старшее и среднее поколения помнят, какой это был непростой период. Я до сих пор храню у себя в кабинете фотографию, на которой изображен Столешников переулок тех дней: в выходные дни исторический центр Москвы (!) превращался в стихийный рынок, куда выходили торговать сотни и сотни людей. Тогда это были первые зачатки рыночной экономики. В стране стали появляться первые частные магазины, булочные, химчистки…

Времена изменились. За более чем 20 лет у нас сложилось уже другое государство, которое имеет мощную систему законодательства, систему контроля и за предпринимателями, и за налогами, и за расходованием бюджетных средств.

Вместе с экономической политикой государства развивалась и система торгово-промышленных палат, регулируемая федеральным законом. Цели и задачи Московской торгово-промышленной палаты определены также законом города Москвы «О Московской торгово-промышленной палате» и Уставом палаты.

– Каковы приоритетные направления деятельности МТПП?

– Прежде всего мы заинтересованы в выстраивании конструктивного диалога между бизнесом и государством, во всесторонней защите интересов предпринимателей, а также в развитии внешнеэкономической деятельности и межрегиональных связей с целью продвижения бизнеса за рубежом. Кроме того, мы предоставляем широкий комплекс деловых услуг членам МТПП.

– О каких видах услуг идет речь?

– Московская торгово-промышленная палата оказывает широкий спектр услуг в области поддержки бизнеса и предпринимательства в столице. Это включение в Реестр надежных партнеров, выдача электронно-цифровой подписи, правовые консультации, различные экспертизы, сертификация, подтверждение происхождения товара, консультации по участию в госзаказе, решение оперативных проблем при ведении бизнеса, предоставление аналитических справок о возможных партнерах, предоставление готовых бизнес-планов и маркетинговых исследований и другие услуги.

МТПП также оказывает поддержку по вопросам ведения предпринимательской деятельности, в том числе в рамках соглашений о сотрудничестве.

– Сколько членов объединяет МТПП в настоящее время?

– У нас насчитывается около 3600 членов. Палата регулярно принимает в свои ряды новых членов и исключает старых, например, из-за ликвидации предприятия. Конечно, мы всегда рады новым компаниям. Но это не самоцель – принять как можно больше людей, которые будут к нам приходить, только в том случае, если мы будем интересны и полезны для предпринимателей. Поэтому вся наша деятельность направлена на то, чтобы выстроить работу, полезную и нужную предпринимателям.

2.jpg

– В настоящее время не только торгово-промышленные палаты объединяют и защищают интересы предпринимателей. Не слишком ли много организаций создано для «защиты» бизнеса?..

– Я не вижу в этом противоречия. Возможность заниматься предпринимательской деятельностью закреплена в Конституции, и хорошо, что продвигать интересы бизнес-сообщества сегодня могут самые разные организации. У человека должно быть право выбора. Все могут объединяться, и это нормально. Мы делаем одно общее дело, направленное на экономический рост страны и повышение уровня жизни ее граждан. Как сказано в одном хорошем поэтическом произведении: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

– Владимир Михайлович, как бы Вы определили главную черту предпринимателя XXI века?

– Это герои (если, разумеется, они не мошенники). А предпринимательская деятельность – великий подвиг. Представьте, люди, занимающиеся бизнесом, не имеют ни выходных, ни праздников, ни отдыха. Они заботятся не только о своей семье, они дают городу дополнительные рабочие места, что очень важно и нужно. Так что современные предприниматели, можно сказать, успешно продолжают традиции, заложенные еще их предшественниками в прошлых столетиях.

– А как Вы помогаете женщинам-предпринимателям?

– Знаете, я противник гендерного подхода как в политике, так и в предпринимательской деятельности. У нас в структуре палаты есть специальный комитет по делам женщин-предпринимателей, но наши прекрасные и талантливые бизнес-леди работают во многих других наших гильдиях и комитетах и даже возглавляют их, демонстрируя блестящие предпринимательские способности. Мы создаем равные условия для всех. Посмотрите, сколько сейчас женщин-предпринимателей работают в самых разных сферах деятельности. И это здорово.

Значит, у нас в стране созданы условия, которые дают возможность проявить себя в бизнесе и мужчинам, и представительницам прекрасного пола.

– Как МТПП структурирована по видам деятельности?

– На сегодня в МТПП организованы 12 отраслевых гильдий, в числе которых гильдии негосударственных структур безопасности, информационных технологий и цифровых коммуникаций, производителей медицинских товаров и услуг, организаций строительного комплекса, предприятий торговли и услуг, логистических операторов и др. Также в структуре палаты действуют 39 комитетов по проблемным вопросам функционирования бизнеса. Например, создание комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом было сопряжено с ситуацией, сложившейся на рынке перевозок, когда «бомбилы» заполнили московские дороги. Таксисты объединились, а мы включились в большую работу вместе с исполнительной властью, с заместителем Мэра Москвы М.В. Ликсутовым, с законодателями, чтобы такси в столице превратилось в современную развивающуюся отрасль. В итоге сейчас зарегистрировано 75 тыс. таксистов, которые приобрели патент, платят налоги, то есть работают в правовом поле.

– Что в ближайших планах МТПП, если не секрет?

– Секрета особого нет – Московская торгово-промышленная палата идет в направлении развития «цифровой» палаты, когда предприниматель сможет, зайдя на электронный портал МТПП, нажатием одной кнопки получить необходимую услугу. Это наше ближайшее будущее.

– Владимир Михайлович, если бы у Вас была возможность обратиться лично к тем предпринимателям, которые еще не вступили в МТПП, что бы Вы им сказали?

– Девиз Московской торгово-промышленной палаты звучит так: «В интересах бизнеса, на благо города». И это не громкие слова. Придя к нам, вы сможете решить свои проблемы, получить необходимые услуги, расширить число необходимых контактов. Быть членом МТПП престижно, выгодно и перспективно для развития бизнеса. Мы открыты для всех!

Текст: Елена Полякова

Фото: Виктор Кручинин, пресс-служба МТПП



Назад в раздел
МОЭКМИЦСаториМосинжпроект
RaexpertРоссийскийКапстройсити