НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Берег левый, берег правый…

В Москве закончилась реконструкция одного из важнейших мостов.

В понедельник, 16 декабря в столице после реконструкции открылся Большой Москворецкий мост. Он был отремонтирован в рекордные сроки, всего лишь за один год и три месяца. В ходе проведенных работ строители полностью заменили несущие конструкции сооружения, обновили декор и модернизировали инженерные системы моста, которые в последнее время серьезно обветшали.

Большой Москворецкий мост был построен в 1936–1938 годах по проекту А. В. Щусева и П. М. Сардаряна. Инженером проекта выступил В. С. Кириллов. Надо сказать, что мост был построен настолько хорошо, что до недавнего времени не требовал капитального ремонта. Конечно, за время его эксплуатации что-то меняли, обновляли, подкрашивали, однако с серьезными проблемами столкнулись только в 1990-е годы, когда начался подъем уровня грунтовых вод. Из-за этого стали страдать несущие конструкции сооружения, мост на глазах приходил в упадок: потеряла прежний вид облицовка, треснули некоторые гранитные блоки.

Мы приняли решение о полной реконструкции этого моста. Были проведены тщательные проектные изыскательские работы. Учитывая значимость моста, – а это не только инженерное сооружение, но и памятник культуры, – была поставлена задача провести реконструкцию в кратчайшие сроки. Мост, по сути, разобрали и собрали заново, заменив или упрочив основные конструкции. Такие работы были проведены за 15 месяцев. И с этой задачей они справились на «отлично», – рассказал Сергей Собянин.

Градоначальник отметил, что «это один из самых значимых мостов. В результате срок службы моста продлен еще на 100 лет».

Мэр также отметил, что в столице реализуется масштабная программа по восстановлению и капитальному ремонту инженерно-коммунальных объектов, в том числе мостовых сооружений. За последние годы были капитально отремонтированы 10 мостов. В 2018 году дошла очередь и до Большого Москворецкого моста, который является важной транспортной артерией для всего центра города, поэтому одной из задач, стоящих перед строителями, было сохранить автомобильное движение по нему. Для этой цели мост разделили на две части. Пока одна половина моста была закрыта на ремонт, другая оставалась открытой для движения пешеходов и транспорта, включая автобусы. Во время работ на мосту сохранялись две полосы движения в каждом направлении.

В ходе реконструкции усилили грунт под фундаментом основных опор, разобрали старые железобетонные конструкции пролетного строения моста, затем уложили асфальт, обустроили тротуары, отремонтировали бетонные поверхности. На мосту находятся смотровые площадки, откуда открывается вид на достопримечательности Москвы, в том числе на парк «Зарядье».

Страницы истории

История моста уходит своими корнями в глубокое прошлое. Еще в 1498 году на этом месте существовал наплавной мост от Тверской дороги к Серпуховской.

Составляющие его бревна лежали прямо на воде. Они гнили и требовали частой замены, а во время половодья мост нужно было разбирать, чтобы поднявшаяся вода не снесла его. На это время две части города были фактически лишены связи. Конечно, в те времена движение в Москве было не такое, как сейчас, но определенные трудности все равно ощущались.

В 1789 году на месте наплавного моста был построен деревянный свайный мост. Он исправно выполнял свои обязанности, но поскольку был деревянным, то через несколько десятилетий устарел и местами пришел в негодность.

Для укрепления конструкции в 1829 году мост был реконструирован. На нем появились каменные быки трех деревянных пролетов по 28 м каждый. Однако мост по-прежнему оставался по большей части деревянным. А как известно, сооружения из дерева всегда подвергаются повышенному риску возникновения пожара. Именно это и произошло в 1870 году. Мост сгорел и после был отстроен заново и открыт в 1872 году уже с металлическими пролетами.

В соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы Москворецкую излучину Москвы-реки должны были пересечь пять новых мостов – Крымский, Большой Каменный, Большой Москворецкий, Большой Устьинский и Большой Краснохолмский.

Хотя все мосты сохраняли исторические названия, осевые направляющие их полотен корректировались с тем расчетом, чтобы прокладываемые от них улицы веерообразно сходились к центру на Добрынинской площади.

Поскольку именно в те годы Москва-река через канал была соединена с Волгой, то для пропуска волжских судов высота всех мостов поднималась над водой до 14 м. Согласно Генплану, Большой Москворецкий мост занимал центральное место среди возводимых мостов – выходящая на него Большая Ордынка должна была стать головным участком южного луча север – юг, улицу планировали спрямить и увеличить ее ширину до 60 м.

Однако эти планы не нашли своего воплощения – помешала война. А после ее окончания нужно было восстанавливать то, что было разрушено, средств на перестройку столицы уже не оставалось. Но мост остался нам как напоминание о тех временах, а после реконструкции будет еще долго служить москвичам.

Фото: Эдуард Жигайлов

МоскапстройМосгазГераГлавУПДК
МОСПРОМСТРОЙАБЗ