Page 246 - Московские Торги №9
P. 246
Текст: Борис Лившиц
«СТАРАЯ МОНЕТА»
По страницам раритетного журнала
го год рождения – 1910-й. В январе этого года на прилавках книжных магазинов Санкт-Петербурга, Москвы, а вскоре
и других крупных российских городов появилось это новое периодическое издание – журнал «Старая монета». C самых
Е первых номеров его читателями стали не только коллекционеры старины и нумизматы, но и просвещенная российская
интеллигенция, интересующаяся памятниками российской старины, о которых и рассказывал этот журнал. Забегая впе-
ред, скажем, что в нашем обозрении этого издания читатели встретятся с уникальными денежными знаками, о которых нет
информации в других источниках. Итак, первая публикация о материалах журнала «Старая монета».
БАРС НА РУССКИХ МОНЕТАХ вании автор первое место отводит изображениям Господа
К большому сожалению, при исследовании нумизмати- Иисуса Христа, которые заимствованы с монет византий-
ческих памятников даже крупные ученые прошлого ских царей Константина VII и Романа I (919–945 гг.),
не придавали значения тем самым мотивациям, которые а также Никифора Фоки (963–969 гг.), затем в качестве
использовались при визуальном оформлении монет примера приводит лики Святого Георгия, взятые с памят-
и были в свою очередь заимствованы из мировой мифо- ников Грузии и Херсонеса.
логии. Отметим, что это замечание имеет отношение В последующих статьях своего сочинения автор рассмат-
не только к классической нумизматике, но и к российской. ривает мотивы, берущие начало с охоты тех лет на медве-
В качестве примера назовем изображение барса, который дя, на кабана, на птиц и эпизоды соколиной охоты.
считался священным животным не только у славян, На монетах уже XV столетия появилась целая серия
но и у литовцев. эмблем: луки, стрелы, ножи, мечи различной формы,
Известный нумизмат прошлого Николай Иванович топоры и сабли, щиты. Скорее всего, эти мотивы для печа-
Булычев в своем труде «Исследование некоторых изоб- тей были первоначально заимствованы гораздо раньше –
ражений на других русских деньгах» сделал попытку по из предыдущих столетий – XII и XIV веков. К этим пере-
возможности объяснить, откуда заимствованы князьями численным фрагментам архитектоник вполне может быть
эмблемы для своих печатей, которые впоследствии стали добавлено и изображение барса, рисунок которого повто-
изображениями чеканившихся ими монет. Для этой цели ряется на монетах великокняжеской удельной эпохи.
автор исследования собрал ценный графический мате- Среди них назовем деньги городненского удела
риал, а сами деньги для большей наглядности и удобства с рисунком барса, бегущего вправо (рис. 2 и 3); пуло князя
сравнения увеличил до размера крупных печатей, что дает Михаила Борисовича Тверского, на нем барс бежит влево
возможность изучить их как мотивы зарождавшейся сред- (рис. 4); то же пуло тверское, где барс изображен бегущим
невековой геральдики. Естественно, что при этом исследо- влево, как на монетах князей Микулинских (рис. 5 и 7);
244 Мо сков ские тор ги 09 / 2018