Page 54 - Московские Торги № 12
P. 54
ГК «Автобан»
Текст: Юлия Бикина
Фото: ГК «Автобан»
Концессия – эффективный инструмент
развития транспортной отрасли
Дороги часто сравнивают с кровеносной системой страны. Развитие экономики государства напрямую сопряжено
с состоянием дорожно-транспортной сети. Связывая страну в единое целое, дороги играют важную роль в жизни
каждого человека. Строительство современных объектов транспортной инфраструктуры – стратегическая задача
государства. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным инструментом для ее успешного решения
является государственно-частное партнерство на основе концессионного соглашения.
Немного теории дарству, и бизнесу вывести взаимодействие на более высокий и эф-
фективный уровень, позволяющий гибко распределять риски между
Термин «концессия» произошел от латинского слова concessio, что сторонами. Интересы государства, связанные со строительством или
значит «разрешение». Концессионное соглашение представляет со- реконструкцией объектов большого социального значения, защище-
бой вид договора о строительстве или реконструкции за счет средств ны, а риск убытков для инвесторов практически минимален. Концес-
инвестора (концессионера) объектов, находящихся в собственнос- сия объединила в себе преимущества инвестиционных проектов
ти второй стороны соглашения, т.е. концедента. При частно-госу- и строительства за счет бюджетных средств, сведя к минимуму их не-
дарственном партнерстве в качестве концедента выступают органы достатки. Партнерство государства и бизнеса на основе концессион-
федеральной, региональной или муниципальной власти. После вве- ного соглашения приводит к экономии государственного бюджета –
дения объекта в строй инвестор приобретает возможность занимать- ведь концессионер вкладывает в проект собственные финансы
ся его эксплуатацией, получая с этого доход, а концедент после окон- и несет риски по нему. Региональные и муниципальные власти могут
чания концессии становится обладателем объекта концессии. направить больше средств на решение других важных социальных
Концессия имеет довольно давнюю историю. В XX столетии этот задач. Регион получает стимул к развитию, инвестиционный климат
механизм использовался преимущественно в недропользовании, но в нем улучшается. Увеличивается количество рабочих мест,
в 1990-е годы в концессию стали передавать все больше объектов вследствие чего растут и налоговые отчисления в бюджет. Важно,
государственной собственности в других сферах. Роль концессии что построенные социально значимые объекты остаются в собствен-
в мировой экономике возрастает. Сегодня концессионные соглаше- ности государства, которое контролирует их эксплуатацию.
ния чаще всего заключаются по поводу социально значимых объек- Для реализации того или иного проекта государство может вы-
тов, которые не могут быть приватизированы. В их числе – аэродро- брать частную организацию, обладающую серьезным опытом и про-
мы, железные дороги, инфраструктурные сооружения, транспортные фессиональными компетенциями. Немаловажным фактором явля-
системы. Реализация концессионных соглашений позволяет и госу- ется и возможность планирования и контролирования деятельности
52 Мо сков ские тор ги 12 / 2018