Page 79 - Московские Торги №3
P. 79

транспорт



              го трамвая. Тестовые заезды начнутся через несколько месяцев   пассажиров, которые при других обстоятельствах отказались
              и будут проходить по маршруту № 17, который следует от   бы садиться в поезд, где в кабине машиниста никого нет.
              Останкина до Медведкова.                             Ведь внешне беспилотный поезд ничем не отличается от
                Важно отметить, что беспилотный трамвай – это не адапта-  обычного.
              ция какой-то иностранной разработки, а продукция российской   Вся разница в начинке. Дело в том, что в кабине машиниста
              компании Cognitive Technologies, которая специализируется на   установлена система автономного автоматизированного
              создании беспилотных систем. Также в проекте принимает учас-  ведения поезда. Это значит, что двигаться от станции к станции
              тие и производитель транспортных средств «ПК Транспортные   состав может и без человека, который им управляет. Систему
              системы». Трамвай был создан на базе модели «Витязь-М»,   разработали в НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова.
              строительством которой занимается «ПК Транспортные     В ходе эксплуатации новый состав «учили» соблюдать ско-
              системы».                                            ростной режим и не выбиваться из графика. Все возникавшие
                Поскольку в мире уже случались инциденты с беспилотным   проблемы устраняли сразу же.
              транспортом, в том числе и трагические, к вопросу испытания   Компьютер уже способен самостоятельно остановить поезд
              нового типа трамвая решили подойти с большой осторожно-  с точностью до трех сантиметров. Кроме того, автоматическая
              стью. Первое время трамвай будет курсировать без пассажи-  система позволяет контролировать, чтобы двери для пассажи-
              ров, однако в кабине будет находиться водитель, который   ров открывались, только когда поезд подошел к платформе
              проконтролирует все действия автоматики и вмешается, если   и только с «правильной» стороны. Правда, сам он не принима-
              что-то «заглючит».                                   ет решения о начале движения, это прерогатива машиниста,
                До настоящего момента беспилотный трамвай в город не   который в случае необходимости может взять на себя полный
              выезжал, курсируя исключительно по площадке трамвайного   контроль над составом.
              депо им. Баумана. Однако представители Мосгортранса реши-  На самом деле говорить о том, что машинист контролирует
              ли, что трамвай готов к следующему этапу испытаний.   компьютер, не совсем верно. Скорее, тут имеет место некий
                По словам руководителя департамента разработки беспи-  симбиоз машины и человека. Да, машинист может вмешаться
              лотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрия   в действия компьютера, но и автоматика может делать то же
              Минкина, слова которого приводит РБК, контролировать   самое. Например, если машинист не остановит состав на нуж-
              движение трамвая на первом этапе будет водитель. Система   ной станции, то программа это сделает сама. Также разрабаты-
              сможет вмешиваться в его действия в двух случаях. В частности,   вается технология, которая позволит диспетчеру дистанционно
              она автоматически затормозит в случае обнаружения на путях   остановить поезд в экстренных ситуациях.
              движения постороннего объекта и снизит скорость, если води-
              тель слишком быстро двигается на опасном участке дороги или   РАБОТАЮЩИЕ РЕШЕНИЯ
              в плохих погодных условиях.                            В настоящее время в мире работает несколько беспилотных
                Об окружающей обстановке компьютер узнает при помощи   транспортных систем. Впервые беспилотный поезд в метро
              интеллектуальной системы управления, которая может состоять   запустили в Париже. Это произошло еще в 1989 году. Кроме
              из 20 видеокамер и 10 радаров. Система позволяет распоз-  того, беспилотные поезда есть в метрополитенах Великобри-
              навать людей, автомобили и другие объекты даже во время   тании, США, Японии, Германии, Испании, Бразилии, Малайзии
              дождя, тумана, при ослеплении светом или ночью.      и других стран.
                Если испытания пройдут успешно, то коммерческая эксплуа-  Тут важно понимать, что автоматизация – это общее название
              тация беспилотного трамвая может начаться в 2021 году.   для четырех классов решений. В рамках четвертого класса поезда
                                                                   могут ездить вообще без машинистов. В составе даже не преду-
              БЕСПИЛОТНИКИ НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЕЙ                   смотрена кабина для них. Такие поезда ходят, например, в Копен-
                Тем не менее это не единственный проект беспилотного   гагене, в Нюрнберге, Милане, Париже и Лондоне. Но одним
              транспорта, который разрабатывается в настоящее время.   из лучших считается дубайский беспилотный метрополитен.
              По информации РБК, в декабре 2018 года пресс-секретарь   Там также нет машиниста – две линии метро, протянувшиеся по
              Национальной технологической инициативы «Автонет», высту-  основной заселенной территории, полностью автоматизированы.
              пающий техническим консультантом проекта тестирования бес-  В рамках третьего класса  обязанности человека ограничива-
              пилотных автомобилей в Москве и Татарстане, сообщал агент-  ются лишь открытием и закрытием дверей, кроме того, он может
              ству, что тестирование автомобилей на улицах Москвы начнется   вмешаться в работу машины при чрезвычайных обстоятель-
              в начале 2019 года. Тестировать беспилотники планируется   ствах. По такому принципу работают линия 11 метро Барселоны,
              по всему городу, в том числе на Третьем транспортном коль-  пекинский метрополитен, а также метро в Сингапуре.
              це и на МКАД. Пока более конкретной информации нет.    Класс 2 предполагает, что машинист находится в кабине.
              Необходимо дождаться начала тестов.                  Но его задача, помимо вышеупомянутой, состоит еще и в том,
                Еще в мае 2015 года в Москве проводились испытания   чтобы следить за препятствиями на пути. Такая система работа-
              беспилотного поезда метро. Тогда по Кольцевой линии   ет в метро Мадрида, линиях с 5-й по 9-ю сеульского метро.
              поехал первый поезд, который мог двигаться по маршруту,   В России пока не продвинулись дальше класса 2. По этому
              объявлять остановки, открывать и закрывать двери без участия   принципу работают поезда на одной из линий метро
              машиниста. Правда, машинист в кабине все же был. Он следил   Санкт-Петербурга и Казани. Эта отечественная разработка
              за правильностью работы всех систем, кроме того, его присут-  под названием «Движение» уже успела себя хорошо зареко-
              ствие было необходимо для того, чтобы успокоить некоторых   мендовать.


                                                                                      03 / 2019  Мо сков ские тор ги     77
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84