Page 84 - Московские Торги №3
P. 84

Текст: Любовь Лаженцева


               НОВОЕ О КУЗНЕЦАХ ЗЛАТОУСТА




                                                                           Твой труд тебе награда; им ты дышишь.

                                                                                                               А.С. Пушкин


















               Сабля начала 1820-х гг., Златоустовский краеведческий музей, инв. № о/2926, золочение мастеров Шаафов

                     крашенное холодное оружие Златоустовской оружейной фабрики стало широко известно
                     благодаря участию во всемирных, международных и всероссийских выставках, регулярно
               У проводившихся в XIX веке. Неоднократно члены жюри подчеркивали высокое качество металла,
               превосходную выделку образцов, а многие из них были признаны шедеврами оружейного искусства.
                                                                                                            1
               Специалистам в России и за рубежом известны имена иностранных мастеров Шаафов , русских
               мастеров-художников Ивана Николаевича Бушуева и Ивана Петровича Бояршинова, стоявших у истоков
               формирования особого златоустовского стиля украшения холодного оружия и изделий из металла.
               Выдающийся русский металлург – начальник Златоустовского горного округа и директор оружейной
               фабрики Павел Петрович Аносов, отдавший лучшие свои годы этому суровому краю, высказал так свое
               мнение: «Урал богат полезными ископаемыми и не беден искусными мастерами».


                 Еще в XIX веке оружиеведы стали разделять холодное ору-  подчас оружейный шедевр, обнаружить проблематично. Это
               жие на три основные группы: клинковое, древковое и ударное.   связано с тем, что специальные рабочие отметки – именные
               Разные группы холодного оружия могут условно объединяться   клейма мастера, клейма браковщика – ставились по боль-
               в другие подгруппы: боевое, уставное, строевое, гражданское,   шей части на хвостовике клинка и были закрыты рукоятью или
               дарственное, наградное, охотничье, парадное, почетное (наград-  эфесом. Находившееся в фондах или экспозициях музеев ору-
               ное), именное и др. Большая часть известного нам холодного   жие практически никогда, если не требовались реставрация или
               оружия XIX–XX веков – результат коллективного труда. При   ремонт, не демонтировалось. Без надобности не снимали руко-
               внимательном изучении образцов великолепно украшенного   ятку или эфес, не было праздного любопытства. Да и в частных
               оружия в глаза бросаются основные установочные данные (рек-  коллекциях, если не было спорного вопроса по времени
               визиты): место и время изготовления, имя мастера-художника   и месту происхождения, данные действия не приветствовались.
               и уже на последнем месте – лишь когда мы можем встретить   Есть еще небольшая сложность – владельцы оружейных коллек-
               клеймо – имя кузнеца.                                ций неохотно делятся своими тайнами.
                 С чем это связано? Место и время изготовления размещали   Узнать о кузнецах доброй славы Златоустовской оружейной
               на клинке, на обухе или пяте клинка. До середины XIX века   фабрики удается из архивных дел, формулярных списков,
               по вытравленному фону золотыми буквами мастера-худож-  изредка можно отыскать клейма на полотнах, которые сохрани-
               ники наносили свой автограф – Шааф и сыновья, И. Бушуев,   лись без эфесов и рукоятей, с открытым хвостовиком.
               И. Бояршинов, П. Тележников, полировщики Гра, кузнецы   За прошедшие два века оружие, изготовленное Златоустовской
               Вольферцы. Однако после середины XIX века автографы масте-  оружейной фабрикой, разошлось по всему миру, и не всегда
               ров встречаются очень редко. А вот клейма кузнеца, отковавшего   современникам интересны имена мастеров-клиночников, давно

              1  Вильгельм-Николаус Шааф, выходец из города Эльберфельда, приглашенный для работы на Златоустовской оружейной фабрике, приехал на Урал
              с тремя сыновьями в 1815 году по контракту, заключенному годом ранее. Ко времени приезда ему было более 50 лет, он обладал, по-видимому,
              большими, чем у других прибывших, опытом и знаниями, а потому сравнительно скоро занял среди них ведущее место. Ему и сыновьям поручалось
              выполнение ответственных заказов, включая первые образцы.


               82    Мо сков ские тор ги 03 / 2019
   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89