Page 84 - Московские Торги №3
P. 84
Текст: Любовь Лаженцева
НОВОЕ О КУЗНЕЦАХ ЗЛАТОУСТА
Твой труд тебе награда; им ты дышишь.
А.С. Пушкин
Сабля начала 1820-х гг., Златоустовский краеведческий музей, инв. № о/2926, золочение мастеров Шаафов
крашенное холодное оружие Златоустовской оружейной фабрики стало широко известно
благодаря участию во всемирных, международных и всероссийских выставках, регулярно
У проводившихся в XIX веке. Неоднократно члены жюри подчеркивали высокое качество металла,
превосходную выделку образцов, а многие из них были признаны шедеврами оружейного искусства.
1
Специалистам в России и за рубежом известны имена иностранных мастеров Шаафов , русских
мастеров-художников Ивана Николаевича Бушуева и Ивана Петровича Бояршинова, стоявших у истоков
формирования особого златоустовского стиля украшения холодного оружия и изделий из металла.
Выдающийся русский металлург – начальник Златоустовского горного округа и директор оружейной
фабрики Павел Петрович Аносов, отдавший лучшие свои годы этому суровому краю, высказал так свое
мнение: «Урал богат полезными ископаемыми и не беден искусными мастерами».
Еще в XIX веке оружиеведы стали разделять холодное ору- подчас оружейный шедевр, обнаружить проблематично. Это
жие на три основные группы: клинковое, древковое и ударное. связано с тем, что специальные рабочие отметки – именные
Разные группы холодного оружия могут условно объединяться клейма мастера, клейма браковщика – ставились по боль-
в другие подгруппы: боевое, уставное, строевое, гражданское, шей части на хвостовике клинка и были закрыты рукоятью или
дарственное, наградное, охотничье, парадное, почетное (наград- эфесом. Находившееся в фондах или экспозициях музеев ору-
ное), именное и др. Большая часть известного нам холодного жие практически никогда, если не требовались реставрация или
оружия XIX–XX веков – результат коллективного труда. При ремонт, не демонтировалось. Без надобности не снимали руко-
внимательном изучении образцов великолепно украшенного ятку или эфес, не было праздного любопытства. Да и в частных
оружия в глаза бросаются основные установочные данные (рек- коллекциях, если не было спорного вопроса по времени
визиты): место и время изготовления, имя мастера-художника и месту происхождения, данные действия не приветствовались.
и уже на последнем месте – лишь когда мы можем встретить Есть еще небольшая сложность – владельцы оружейных коллек-
клеймо – имя кузнеца. ций неохотно делятся своими тайнами.
С чем это связано? Место и время изготовления размещали Узнать о кузнецах доброй славы Златоустовской оружейной
на клинке, на обухе или пяте клинка. До середины XIX века фабрики удается из архивных дел, формулярных списков,
по вытравленному фону золотыми буквами мастера-худож- изредка можно отыскать клейма на полотнах, которые сохрани-
ники наносили свой автограф – Шааф и сыновья, И. Бушуев, лись без эфесов и рукоятей, с открытым хвостовиком.
И. Бояршинов, П. Тележников, полировщики Гра, кузнецы За прошедшие два века оружие, изготовленное Златоустовской
Вольферцы. Однако после середины XIX века автографы масте- оружейной фабрикой, разошлось по всему миру, и не всегда
ров встречаются очень редко. А вот клейма кузнеца, отковавшего современникам интересны имена мастеров-клиночников, давно
1 Вильгельм-Николаус Шааф, выходец из города Эльберфельда, приглашенный для работы на Златоустовской оружейной фабрике, приехал на Урал
с тремя сыновьями в 1815 году по контракту, заключенному годом ранее. Ко времени приезда ему было более 50 лет, он обладал, по-видимому,
большими, чем у других прибывших, опытом и знаниями, а потому сравнительно скоро занял среди них ведущее место. Ему и сыновьям поручалось
выполнение ответственных заказов, включая первые образцы.
82 Мо сков ские тор ги 03 / 2019