Page 85 - Московские Торги №3
P. 85
наследие
ушедших в мир иной. Но поскольку многие материальные стальных эфесов Андрей Кунц приехал из Петербурга и полу-
памятники и архивные документы об их деятельности сохрани- чил среди иностранных мастеров самый высокий оклад –
лись, сегодня я с удовольствием восполняю этот пробел: по мере 2800 руб. в год.
возможности попробую восстановить хотя бы часть особенно В начале 1816 года на вновь устроенной фабрике Златоуста
прославленных (когда-то) имен. Важно сохранить о них бла- были изготовлены первые образцы оружия. В разные годы
годарную память. Проработав в краеведческом музее города в ее цехах трудилось от 25 до 60 мастеров по выделке, обра-
Златоуста 36 лет (до 2017 года), сегодня я скажу, что источник – ботке и доводке различных образцов оружия, изготовлялось
это любой текст, любой предмет, любое явление, из которого несколько сотен единиц оружия. В первые годы это были
мы узнаем о прошлом. Мне приходилось больше заниматься в основном иностранные мастера и работавшие под их началом
письменными источниками. По этой информации русские кузнецы. В документе 1829 года находим 26 именных
и попытаюсь разобрать современные представления о мастерах клейм кузнецов. Как, например, Самуила Олигера-старшего –
ковки клинков Златоустовской оружейной фабрики. Станет мой «Д.»; Самуила Олигера-младшего – «А.»; Иоганна Шнейдера –
текст источником или нет, зависит не только от цели исследова- «Z.»; Исаака Лобаха – «ILB.».
ния, но и от того, насколько сохранились другие источники Среди иностранных кузнецов специалистам известна династия
о том времени по этому вопросу. Вольферцев, потомки которых до сегодняшнего дня проживают
В связи с напряженной военной обстановкой в начале XIX века, в Златоусте и на Урале. Вольферцы – Данила (Даниэль)-стар-
требовавшей изготовления большого количества оружия, ший, Данила-младший, Карл и Абрам – прославились ковкой
в 1811 году возникает проект устройства при Златоустовском украшенного оружия, и их можно отнести к мастерам так назы-
чугунно-литейном заводе специальной фабрики по изготовле- ваемого «золотого века» украшенного отделения. Прибыли
нию белого оружия. Война 1812 года задержала на несколько они на Златоустовский завод в мае 1817 года, а в сентябре
3
лет устройство фабрики и вместе с тем еще убедительней выдви- подписали контракт . На пехотной шпаге из собрания Военно-
нула необходимость в ней. Появившиеся во время войны новые исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск
образцы огнестрельного оружия требовали его изготовления связи – на хвостовике полотна выбит штамп «FERZ: 8». За искус-
в более широких масштабах, и вследствие этого оружейные ство ковки Данила Вольферц-старший в 1827 году (при изготов-
заводы загружаются полностью как переделкой оружия старых лении детского оружия к «Техническому кабинету» для цесаре-
образцов, так и изготовлением нового. В связи с этим, естест- вича Александра Николаевича) был удостоен бриллиантового
венно, встал вопрос о немедленном осуществлении возникшего перстня, а позднее не раз награждался денежными премиями.
перед войной проекта организации специальной фабрики холод- Данила-младший (вначале – подмастер, затем – браковщик)
ного оружия. Построить таковую всего логичнее было как можно в 1846 году был удостоен серебряной медали на Анненской
ближе к источникам сырья, а на Златоустовском заводе к этому ленте с надписью: «За усердие». Имя его сына Карла в истории
времени было налажено литье стали – материала, необходимого оружейной фабрики сохранилось благодаря его обучению
2
для выделки белого оружия . При постройке Златоустовской в Тифлисе у мастеров Елиазаровых вместе с другим талантливым
фабрики, как и намечалось в проекте 1811 года, были выписаны молодым русским кузнецом Василием Южаковым делу сва-
из известных оружейных центров Германии и Франции – рочного булата и ковке из него клинков (в 1831–1833 годах).
Золингена, Клингенталя – и из других городов мастера оружей- Одно из именных клейм К. Вольферца 1820-х годов: «K.W.S.»
ного дела по целому ряду специальностей – по литью стали, (Карл Вольферц, Златоуст. ГИМ, шпага Арсения Андреевича
4
ковке и полировке клинков, по выработке ножен и литью эфесов Закревского, инв. № 1190-Б) ; отмечены более поздние его
и, наконец, по «украшенному оружию» –позолочники-граверы. клейма, такие как «CW», «CWF». Имена мастеров с привязкой
Иностранные мастера нужны были для обучения русских мас- к тому или иному изделию встречаются с подробным описанием
теровых, многие из которых очень быстро превзошли своих учи- только при подготовке к проведению первых всероссий-
телей. Согласно контракту каждый иностранный мастер обязан ских выставок 1829 и 1833 годов. Например: к 30 марта
был в счет жалованья выучить одного русского ученика своему 1829 года на 1-ю Всероссийскую Мануфактурную выставку
делу; за каждого же ученика, выученного им сверх нормы, он Данила Вольферц выковал «саблю на азиатский манер, дамас-
получал по 500 руб. ковую, железорубящую: подле обуха с узеньким желобком; кли-
Наряду с выписанными из-за границы мастерами часть ино- нок, вытравленный без всякого украшения. Эфес стальной, без
странных мастеров была переведена с других уральских заво- украшения. Ножна малинового бархату с железной сребровид-
дов, а также вывезена из различных городов России, куда эти но-травленной оправою; ручка слоновой кости. Сабля на манер
мастера приехали еще раньше. Так, например, мастер деревян- азиатской с возвышенной позолотой на 12 дюймов с фигурами.
ных черенков для рукоятей приехал в Златоуст из города Вольска На одной стороне клинка – Марс, на другой – Минерва. Эфес
Саратовской губернии, мастер по изготовлению офицерских стальной с бронзовыми золочеными Марсовую и Минервиными
2 М.М. Денисова. Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики. Труды Государственного Исторического музея. Выпуск XVIII:
Сборник статей по истории материальной культуры XVII–XIX вв., редактор Н.Р. Левинсон. Москва, 1947 г., издательство ГИМ, стр. 209; 210; 212; 213.
3 1. Архив Златоустовского городского округа (АЗГО). Фонд И-22, опись 1, дело 211. 1819-1820 гг.; 2. АЗГО. Фонд И-24, опись 1, дело 91. 1817 г.;
3. АЗГО. Фонд И-24, опись 1, дело 161. 1820 г.; 4. АЗГО. Фонд И-24, опись 1, дело 101. 1818 г.
4 М. М. Денисова. Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики. Труды Государственного Исторического музея. Выпуск XVIII:
Сборник статей по истории материальной культуры XVII–XIX вв., редактор Н.Р. Левинсон. – Москва, 1947 г., Издательство ГИМ. – С. 223–224.
03 / 2019 Мо сков ские тор ги 83