Page 85 - Московские Торги №3
P. 85

наследие




              ушедших в мир иной. Но поскольку многие материальные   стальных эфесов Андрей Кунц приехал из Петербурга и полу-
              памятники и архивные документы об их деятельности сохрани-  чил среди иностранных мастеров самый высокий оклад –
              лись, сегодня я с удовольствием восполняю этот пробел: по мере   2800 руб. в год.
              возможности попробую восстановить хотя бы часть особенно   В начале 1816 года на вновь устроенной фабрике Златоуста
              прославленных (когда-то)  имен. Важно сохранить о них бла-  были изготовлены первые образцы оружия. В разные годы
              годарную память. Проработав в краеведческом музее города   в ее цехах трудилось от 25 до 60 мастеров по выделке, обра-
              Златоуста 36 лет (до 2017 года), сегодня я скажу, что источник –  ботке и доводке различных образцов оружия, изготовлялось
              это любой текст, любой предмет, любое явление, из которого   несколько сотен единиц оружия. В первые годы это были
              мы узнаем о прошлом. Мне приходилось больше заниматься   в основном иностранные мастера и работавшие под их началом
              письменными источниками. По этой информации          русские кузнецы. В документе 1829 года находим 26 именных
              и попытаюсь разобрать современные представления о мастерах   клейм кузнецов. Как, например, Самуила Олигера-старшего –
              ковки клинков Златоустовской оружейной фабрики. Станет мой   «Д.»; Самуила Олигера-младшего – «А.»; Иоганна Шнейдера –
              текст источником или нет, зависит не только от цели исследова-  «Z.»; Исаака Лобаха – «ILB.».
              ния, но и от того, насколько сохранились другие источники   Среди иностранных кузнецов специалистам известна династия
              о том времени по этому вопросу.                      Вольферцев, потомки которых до сегодняшнего дня проживают
                В связи с напряженной военной обстановкой в начале XIX века,   в Златоусте и на Урале. Вольферцы – Данила (Даниэль)-стар-
              требовавшей изготовления большого количества оружия,   ший, Данила-младший, Карл и Абрам – прославились ковкой
              в 1811 году возникает проект устройства при Златоустовском   украшенного оружия, и их можно отнести к мастерам так назы-
              чугунно-литейном заводе специальной фабрики по изготовле-  ваемого «золотого века» украшенного отделения. Прибыли
              нию белого оружия. Война 1812 года задержала на несколько   они на Златоустовский завод в мае 1817 года, а в сентябре
                                                                                  3
              лет устройство фабрики и вместе с тем еще убедительней выдви-  подписали контракт .  На пехотной шпаге из собрания Военно-
              нула необходимость в ней. Появившиеся во время войны новые   исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск
              образцы огнестрельного оружия требовали его изготовления   связи – на хвостовике полотна выбит штамп «FERZ: 8». За искус-
              в более широких масштабах, и вследствие этого оружейные   ство ковки Данила Вольферц-старший в 1827 году (при изготов-
              заводы загружаются полностью как переделкой оружия старых   лении детского оружия к «Техническому кабинету» для цесаре-
              образцов, так и изготовлением нового. В связи с этим, естест-  вича Александра Николаевича) был удостоен бриллиантового
              венно, встал вопрос о немедленном осуществлении возникшего   перстня, а позднее не раз награждался денежными премиями.
              перед войной проекта организации специальной фабрики холод-  Данила-младший (вначале – подмастер, затем – браковщик)
              ного оружия. Построить таковую всего логичнее было как можно   в 1846 году был удостоен серебряной медали на Анненской
              ближе к источникам сырья, а на Златоустовском заводе к этому   ленте с надписью: «За усердие». Имя его сына Карла в истории
              времени было налажено литье стали – материала, необходимого   оружейной фабрики сохранилось благодаря его обучению
                                    2
              для выделки белого оружия .  При постройке Златоустовской   в Тифлисе у мастеров Елиазаровых вместе с другим талантливым
              фабрики, как и намечалось в проекте 1811 года, были выписаны   молодым русским кузнецом Василием Южаковым делу сва-
              из известных оружейных центров Германии и Франции –  рочного булата и ковке из него клинков (в 1831–1833 годах).
              Золингена, Клингенталя – и из других городов мастера оружей-  Одно из именных клейм К. Вольферца 1820-х годов: «K.W.S.»
              ного дела по целому ряду специальностей – по литью стали,   (Карл Вольферц, Златоуст. ГИМ, шпага Арсения Андреевича
                                                                                          4
              ковке и полировке клинков, по выработке ножен и литью эфесов   Закревского, инв. № 1190-Б)  ; отмечены более поздние его
              и, наконец, по «украшенному оружию» –позолочники-граверы.  клейма, такие как «CW», «CWF». Имена мастеров с привязкой
                Иностранные мастера нужны были для обучения русских мас-  к тому или иному изделию встречаются с подробным описанием
              теровых, многие из которых очень быстро превзошли своих учи-  только при подготовке к проведению первых всероссий-
              телей. Согласно контракту каждый иностранный мастер обязан   ских выставок 1829 и 1833 годов. Например: к 30 марта
              был в счет жалованья выучить одного русского ученика своему   1829 года на 1-ю Всероссийскую Мануфактурную выставку
              делу; за каждого же ученика, выученного им сверх нормы, он   Данила Вольферц выковал «саблю на азиатский манер, дамас-
              получал по 500 руб.                                  ковую, железорубящую: подле обуха с узеньким желобком; кли-
                Наряду с выписанными из-за границы мастерами часть ино-  нок, вытравленный без всякого украшения. Эфес стальной, без
              странных мастеров была переведена с других уральских заво-  украшения. Ножна малинового бархату с железной сребровид-
              дов, а также вывезена из различных городов России, куда эти   но-травленной оправою; ручка слоновой кости. Сабля на манер
              мастера приехали еще раньше. Так, например, мастер деревян-  азиатской с возвышенной позолотой на 12 дюймов с фигурами.
              ных черенков для рукоятей приехал в Златоуст из города Вольска   На одной стороне клинка – Марс, на другой – Минерва. Эфес
              Саратовской губернии, мастер по изготовлению офицерских   стальной с бронзовыми золочеными Марсовую и Минервиными


              2  М.М. Денисова. Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики. Труды Государственного Исторического музея. Выпуск XVIII:
              Сборник статей по истории материальной культуры XVII–XIX вв., редактор  Н.Р.  Левинсон. Москва, 1947 г., издательство ГИМ, стр. 209; 210; 212; 213.
              3  1. Архив Златоустовского городского округа (АЗГО). Фонд И-22, опись 1, дело 211. 1819-1820 гг.;  2. АЗГО. Фонд И-24, опись 1, дело 91. 1817 г.;
              3. АЗГО. Фонд И-24, опись 1, дело 161. 1820 г.; 4. АЗГО. Фонд И-24, опись 1, дело 101. 1818 г.
              4  М. М. Денисова. Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики. Труды Государственного Исторического музея. Выпуск XVIII:
              Сборник статей по истории материальной культуры XVII–XIX вв., редактор  Н.Р.  Левинсон. – Москва, 1947 г., Издательство ГИМ. – С. 223–224.


                                                                                      03 / 2019  Мо сков ские тор ги     83
   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90