Page 86 - Московские Торги №3
P. 86

головками. Ножна зеленого бархату с железною оправой возвы-  трудившиеся над данной саблей: «Ковал Петр Уткин. Калил
               шенной позолоты; ручка слоновой кости. Клинки ковал Данила   Филипп Шатров. Полировал часть им откованных клинков
               Вольферц. Калил Карл Эберт. Точил и полировал Карл Гра.   Давид Ронжин и часть – Карл и Абрам Гра. Прибор и эфес
               Эфес и оправу отделывал Василий Южаков. Ножну и ручку   отделывал Ларион Лукин. Рисовал, вытравливал и золотил
               отделывал Максим Пелявин. Вытравливал и золотил Иван   Иван Бояршинов. Ножны лаковал Степан Шляхтин. Черешки
                                                                                           10
                     5
               Бушуев» .                                            отделывал Максим Пелявин» .  (Оружием этим в Петербурге
               «27 и 28 сабля. Ковал Карл Эберт. Рисовал, травил, золотил   остались весьма довольны. Управитель П.П. Аносов получил
                                                            6
               Иван Бушуев, оправу и эфес отделывал Василий Южаков» .   благодарность за «доведение оружия до желаемого во всем
                С момента открытия Златоустовской оружейной фабрики   совершенства». Расценки оружия были весьма высоки – от
               вместе с иностранными мастерами в небольших цехах-кузни-  200 до 300 руб. за штуку. – Прим. авт.). В 1835 году П.К. Уткин
               цах работали замечательные русские умельцы. Одним из пер-  подал прошение на отпуск для поездки в Санкт-Петербург
               вых перенял науку ковки клинков Дорофей Осипович Липин   на свидание с сыном – преподавателем Академии художеств
               (1793 – ?). Его фамилию находим в формулярных списках   и медальером Монетного двора. В формулярном списке
               по Златоустовскому заводу 1813 года. Двадцатиоднолетний   имеется даже описание его внешности для оформления
               Дорофей находится при точке пушек. А уже в 1816 году он   билета: «Рост 2 аршина 4 вершка. Рус на голове, борода русая.
                                                                                        11
               первым из русских кузнецов освоил дело ковки клинков.   Лицом чист. Глаза серые» .  Также мне удалось найти
               В первой партии образцов белого оружия, отправленной   (в Формулярном списке) описание внешности мастера
               в столицу в восьми ящиках, им было выковано два офицер-  В.И. Южакова (на 1849 год), сделанное при оформлении
               ских и два тесачных клинка, за что он первым из мастеровых   проездного билета в Барнаул, куда его вызвал начальник
                                  7
               получил звание мастера .  В 1835 году Дорофей Осипович   Алтайских горных заводов и Томский гражданский губернатор
                                                          8
               Липин значился мастером 2-го клинкового отделения .   П.П. Аносов: «Волосом темно-рус с проседью, глаза карие.
                О Рябинине Иване Емельяновиче (1795–1848) Михаил    Лицом рябоват. Нос небольшой. На правой руке от пожигу
                                                                                               12
               Дмитриевич Глинкин пишет: «клинковый мастер особенного   пятно. Жена Екатерина. Детей нет» .  Перед нами документ.
               искусства», «лучший мастер клинковый» (из характеристик   Не «историческое предание», а «исторический остаток»,
                               9
               1823 и 1825 годов.) .  Он выделывал клинки для украшенно-  попавший нам в руки кусочек прошлого. Создатели документа
               го оружия с 1817 по 1837 год. В документе с клеймами клин-  были озабочены делами своих дней и не ставили задачу рас-
               ковых мастеров (за 1829 год) – его именное клеймо «ИР.».  сказать нам о себе. Привычной нам тенденциозности нет. Если
                О русских мастерах-клиночниках Златоустовской оружей-  перед нами не фальшивка, мы можем быть уверены, что мас-
               ной фабрики сведений совсем мало. Был еще один заме-  тера-клиночники Златоуста Петр Уткин (в 1835 году) и Василий
                                                                                                             13
               чательный кузнец, работами которого восхищались совре-  Южаков (в 1849 году) действительно выглядели так .
               менники. Это Петр Кириллович Уткин (1789–1848), первым   Говоря о «золотом веке» – до середины XIX века – Злато-
               из русских мастеров в 1823 году удостоенный серебряной   устовской оружейной фабрики (ЗОФ), важно особо отметить
               медали. Его клеймо также находим в документе 1829 года –  четырех русских мастеров-ковщиков, заслуги которых несом-
               «ПЧ». Замечательный умелец, лучший клинковый кузнец.   ненны и, к сожалению, позабыты. Мне представляется следу-
               «Мастер ковки для офицерского и солдатского оружия отлич-  ющий порядок отображения их имен:
               ного искусства. Может ковать из кованцев, имеющих пороки,   1. Липин Дорофей Осипович (1793–?) – первый из рус-
               что лучшие иностранные мастера считают невозможным».   ских мастеровых, получивший звание мастера;
               Для выставки 1829 года им была откована большая часть   2. Уткин Петр Кириллович (1789–1848) – первый из рус-
               украшенного офицерского оружия. Есть описание этих   ских мастеров, отмеченный серебряной медалью;
               предметов: «сабля пехотная с возвышенной позолотой    3. Рябинин Иван Емельянович (1795–1848) – директор
               на 13 дюймов с фигурами. На одной стороне клинка пред-  фабрики в 1923–1824 годах, характеризовался как «лучший
               ставлен Геркулес, на другой – изображена Россия в виде   мастер клинковый»;
               женщины, увенчанной царским венцом со скипетром       4. Южаков Василий Иванович (1799–1864) – отмечен
               и щитом, перед ней – Виктория. С медным золоченым    в представлениях министру финансов в 1830 году директором
               эфесом и таковым же прибором. В кожаной лакированной   ЗОФ П.П. Аносовым как «лучший молодой русский мастер»
               ножне». Далее список, в котором перечислены все мастера,   (для направления на учебу в Тифлис).


              5  Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение  Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Фонд 963, опись 1, дело 4333. 1829 г.
              6  Материалы по 1-й  Всероссийской Мануфактурной выставке. ЦГИА СПб. Фонд 963, опись 1, дело 4333, листы 50–63. 1829 г.
              7 Архив Златоустовского городского округа (АЗГО).  Фонд И-20, опись 1. 1836 г. Бурмакин А.С. Исторические данные о введении изготовления холодного оружия в Златоустовской фабрике
              немецкими мастерами // Горный журнал», 1912 г. – Том IV. – № 10–11. –  С. 246–247.
              8  Глинкин М.Д. «Златоустовская гравюра на стали». – Челябинск. – 1967 г.
              9  Российский государственный исторический архив (РГИА). Фонд 37, опись 11, дело 156. 1823 г.
              10  ЦГИА СПб. Фонд 963, опись 1, дело 4333. 1829 г. АЗГО. Фонд И-24, опись 1, дело161. 1819 г. АЗГО. Фонд И-24, опись 1, дело 451. 1829–1830 гг. АЗГО. Фонд И-24, опись 1, дело 612.
              1834 г. АЗГО. Фонд И-24, опись 1, дело 912. 1840 г. Архив Златоустовского городского округа (ЗГАО). Фонд И-24, опись 1, дело 451. 1829 г. ЗГАО. Оружейная фабрика. Фонд И-24, опись 1,
              дело 1083, лист 139. 1846 г.
              11   РГИА. Фонд 37, опись 11, дело 156. 1823 г.
              12  Архив Златоустовского городского округа (АЗГО). Фонд И-24, опись 1, дело 1379. 1850 г.
              13  Кобрин В.Б. Кому ты опасен, историк?. – Москва, 1992 г., Изд. «Московский рабочий». –  С. 199.


               84    Мо сков ские тор ги 03 / 2019
   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91