Page 89 - Московские Торги №3
P. 89
наследие
Строевая казачья офицерская шашка образца 1838 г., украшенный клинок 1849 г., ЗОФ, частная коллекция, г. Москва. Пята и обух клинка 1849 г. с клеймом
мастера-ковщика Василия Ивановича Южакова, украшение клинка (с золочением) – мастер-художник Егор Андреевич Бояршинов (унтершихтмейстер 1-го класса)
Василий Иванович Южаков (1799–1864) достойно выдержал Сегодня я попыталась представить имеющиеся имена 51 масте-
всю тяжесть кузнечного дела. Он принес большую пользу в про- ра-ковщика, как их называли тогда на фабрике, отметить 11 уче-
ведении опытов Павла Петровича Аносова в деле получения ников. Знание их имен имеет порой значение не меньшее, чем
качественной стали и оружия из нее, в том числе из сварного сохранившиеся клинки, с большим мастерством ими откованные.
булата. Быть может, сии имена важно не забывать для понимания исто-
«31 августа 1836 г. № 2844; № 2991, Златоуст, производство рии материальной культуры Отечества, использовать как инстру-
П. Аносова: мент познания прошлого. Ведь трудности в установлении фактов
1
27. Клинок с серебром, коего содержит до / 200 г для кин- и имен относятся не исключительно к древнему периоду, даже
жала – 1 шт., 1 руб. 42 коп. к истории совсем недавнего прошлого. Не только по злой
1
28. Клинок с платиною, коего содержит / 100 г для кинжа- воле или из-за трусости историков до сих пор до конца не
ла – 1 шт., 1 руб. 42 коп. исследованы «неназываемого века недоброй памяти дела»
1
29–30. Сабельный клинок с золотом / 200 г – 2 шт., 14 руб. (А.Т. Твардовский). В сохранившихся архивных документах по
19
28 коп.» . Златоусту есть далеко не все. Ценны работа музейных специалис-
В.И. Южаков выделывал клинки из металла, полученного во тов, энтузиазм краеведов, знатоков-коллекционеров памятников
время опытов. Его клейма находим на предметах в собраниях Златоустовской оружейной фабрики. Сложность постижения исти-
Государственного Эрмитажа, ГИМа, Златоустовского краевед- ны ясно видна на примере темы статьи. Немало труда приходится
ческого музея, музее Горного университета Санкт-Петербурга, затратить исследователю, чтобы установить имена мастеров ковки,
в некоторых частных коллекциях нашей страны. Большой инте- годы их жизни, клейма, найти и идентифицировать изделия.
рес представляет полотно азиатской сабли 1830 года (поли- Златоустовская оружейная фабрика была единственным госу-
ровальщик французского происхождения Митгард Эслингер. дарственным предприятием в стране, вооружавшим холодным
Златоустовский городской краеведческий музей КП-6284 оружием армию, сначала русскую, потом советскую.
инв. № Иг 256), на хвостовике которого выбито раннее клеймо За годы Первой мировой войны было изготовлено более
«В. ЮЖАКОВЪ». 1830 год – это время активных опытов выда- 600 тыс. шашек, клинков и кавалерийских пик, за годы Великой
ющегося металлурга П.П. Аносова с различными добавками при Отечественной войны наша армия получила 583 тыс. боевых
плавке стали. Возможно, изделие отковано из платинистой стали. шашек и около 1 млн армейских ножей, прозванных «черными
С именем этого выдающегося мастера-клиночника закончился ножами» (с нем. – «шварцмессер»), ставших отличительным
начальный, относительно короткий период в истории оружей- признаком, в частности, Уральского добровольческого танкового
ного искусства Златоуста. Как правило, это время прежде всего корпуса. В 1945-м на Параде Победы все его участники были
отличает добротность выделки, говорящая об уверенном владе- вооружены златоустовским холодным оружием.
нии оружейниками материалом. Превосходная техника исполне- Исследователям еще не раз придется разрешать загадки при
ния позволяла им, варьируя различные приемы, воплощать свои атрибуции златоустовского оружия. Главными инструментами
замыслы в прекрасных изделиях. добывания истины остаются ум и наблюдательность историка, его
205 лет прошло с того времени, как на Южном Урале, у горы умение логически мыслить и сопоставлять факты, его изобрета-
Таганай, начала работать Златоустовская оружейная фабрика, тельность в поисках методов извлечения информации из источ-
21
а с ее основанием возникло, сложилось и развилось замеча- ников . Особое внимание необходимо обращать на оставших-
тельное искусство оружейных мастеров. За это время ими были ся в тени мастеров ковки, полировки, закалки, а не только уже
созданы десятки тыс. предметов превосходного боевого оружия, известных. Ведь в первую очередь их мастерство и сноровка при
принесшего немало побед русской армии; были созданы мно- выделке клинкового и метательного оружия Златоустовской ору-
гие сотни первоклассных произведений оружейного искусства, жейной фабрики определяли признание и широкую известность
20
а некоторые поднялись до уровня подлинных шедевров . изделий с Южного Урала во всем мире.
20
Художественное оружие Златоуста XIX — начала XX вв. Каталог-путеводитель по выставке. Автор вступительной статьи и составитель Ю.А. Миллер. – Государственный
Эрмитаж. – Ленинград, 1988 г. – С. 24.
21
Кобрин В.Б. Кому ты опасен, историк?. – Москва, 1992 г., Изд. «Московский рабочий». – С. 204–205
03 / 2019 Мо сков ские тор ги 87