Page 89 - Московские Торги №3
P. 89

наследие




















              Строевая казачья офицерская шашка образца 1838 г., украшенный клинок 1849 г., ЗОФ, частная коллекция, г. Москва. Пята и обух клинка 1849 г. с клеймом
              мастера-ковщика Василия Ивановича Южакова, украшение клинка (с золочением) – мастер-художник Егор Андреевич Бояршинов (унтершихтмейстер 1-го класса)

              Василий Иванович Южаков (1799–1864) достойно выдержал   Сегодня я попыталась представить имеющиеся имена 51 масте-
              всю тяжесть кузнечного дела. Он принес большую пользу в про-  ра-ковщика, как их называли тогда на фабрике, отметить 11 уче-
              ведении опытов Павла Петровича Аносова в деле получения   ников. Знание их имен имеет порой значение не меньшее, чем
              качественной стали и оружия из нее, в том числе из сварного   сохранившиеся клинки, с большим мастерством ими откованные.
              булата.                                              Быть может, сии имена важно не забывать для понимания исто-
                «31 августа 1836 г. № 2844; № 2991, Златоуст, производство   рии материальной культуры Отечества, использовать как инстру-
              П. Аносова:                                          мент познания прошлого. Ведь трудности в установлении фактов
                                                  1
                  27. Клинок с серебром, коего содержит до  / 200  г для кин-  и имен относятся не исключительно к древнему периоду, даже
              жала – 1 шт., 1 руб. 42 коп.                         к истории совсем недавнего прошлого. Не только по злой
                                                1
                  28. Клинок с платиною, коего содержит  / 100  г для кинжа-  воле или из-за трусости историков до сих пор до конца не
              ла – 1 шт., 1 руб. 42 коп.                           исследованы «неназываемого века недоброй памяти дела»
                                             1
                  29–30. Сабельный клинок с золотом  / 200   г – 2 шт., 14 руб.   (А.Т. Твардовский). В сохранившихся архивных документах по
                    19
              28 коп.» .                                           Златоусту есть далеко не все. Ценны работа музейных специалис-
                В.И. Южаков выделывал клинки из металла, полученного во   тов, энтузиазм краеведов, знатоков-коллекционеров памятников
              время опытов. Его клейма находим на предметах в собраниях   Златоустовской оружейной фабрики. Сложность постижения исти-
              Государственного Эрмитажа, ГИМа, Златоустовского краевед-  ны ясно видна на примере темы статьи. Немало труда приходится
              ческого музея, музее Горного университета Санкт-Петербурга,   затратить исследователю, чтобы установить имена мастеров ковки,
              в некоторых частных коллекциях нашей страны. Большой инте-  годы их жизни, клейма, найти и идентифицировать изделия.
              рес представляет полотно азиатской сабли 1830 года (поли-  Златоустовская оружейная фабрика была единственным госу-
              ровальщик французского происхождения Митгард Эслингер.   дарственным предприятием в стране, вооружавшим холодным
              Златоустовский городской краеведческий музей КП-6284   оружием армию, сначала русскую, потом советскую.
              инв. № Иг 256), на хвостовике которого выбито раннее клеймо   За годы Первой мировой войны было изготовлено более
              «В. ЮЖАКОВЪ». 1830 год – это время активных опытов выда-  600 тыс. шашек, клинков и кавалерийских пик, за годы Великой
              ющегося металлурга П.П. Аносова с различными добавками при   Отечественной войны наша армия получила 583 тыс. боевых
              плавке стали. Возможно, изделие отковано из платинистой стали.   шашек и около 1 млн армейских ножей, прозванных «черными
              С именем этого выдающегося мастера-клиночника закончился   ножами» (с нем. – «шварцмессер»), ставших отличительным
              начальный, относительно короткий период в истории оружей-  признаком, в частности, Уральского добровольческого танкового
              ного искусства Златоуста. Как правило, это время прежде всего   корпуса. В 1945-м на Параде Победы все его участники были
              отличает добротность выделки, говорящая об уверенном владе-  вооружены златоустовским холодным оружием.
              нии оружейниками материалом. Превосходная техника исполне-  Исследователям еще не раз придется разрешать загадки при
              ния позволяла им, варьируя различные приемы, воплощать свои   атрибуции златоустовского оружия. Главными инструментами
              замыслы в прекрасных изделиях.                       добывания истины остаются ум и наблюдательность историка, его
                205 лет прошло с того времени, как на Южном Урале, у горы   умение логически мыслить и сопоставлять факты, его изобрета-
              Таганай, начала работать Златоустовская оружейная фабрика,   тельность в поисках методов извлечения информации из источ-
                                                                        21
              а с ее основанием возникло, сложилось и развилось замеча-  ников .  Особое внимание необходимо обращать на оставших-
              тельное искусство оружейных мастеров. За это время ими были   ся в тени мастеров ковки, полировки, закалки, а не только уже
              созданы десятки тыс. предметов превосходного боевого оружия,   известных. Ведь в первую очередь их мастерство и сноровка при
              принесшего немало побед русской армии; были созданы мно-  выделке клинкового и метательного оружия Златоустовской ору-
              гие сотни первоклассных произведений оружейного искусства,   жейной фабрики определяли признание и широкую известность
                                                         20
              а некоторые поднялись до уровня подлинных шедевров .    изделий с Южного Урала во всем мире.

              20
                Художественное оружие Златоуста XIX — начала XX вв. Каталог-путеводитель по выставке. Автор вступительной статьи и составитель Ю.А. Миллер. – Государственный
              Эрмитаж. – Ленинград, 1988 г. – С. 24.
              21
                Кобрин В.Б. Кому ты опасен, историк?. – Москва, 1992 г., Изд. «Московский рабочий». – С. 204–205
                                                                                      03 / 2019  Мо сков ские тор ги     87
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94