Page 27 - Московские Торги №10
P. 27
строительство
ния общественного мнения и информационного сопровождения
воссоздания храма Христа Спасителя, я полностью погрузился
в заинтересовавший меня проект.
Мы сформировали концепцию, включающую предложение
о фонде воссоздании храма Христа Спасителя для аккумулиро-
вания средств и координации деятельности, пошли докладывать
в управделами мэрии. Там ознакомились с нашей концепцией
и предложили мне возглавить этот фонд. Так я стал исполнитель-
ным директором Фонда финансовой поддержки воссоздания
храма Христа Спасителя.
– Что это было – бесстрашие юности, непонимание того,
какую, как ни пафосно звучит, историческую ответствен-
ность берешь на себя?
– Нет, это было хоть и мгновенное, но искреннее и осмысленное
решение. Мы ведь писали концепцию, ориентируясь на то, что
сами считали необходимым и важным для страны, для общества,
для себя. Ее главный смысл: если страна потеряла, грубо говоря,
идеологический стержень, этот вакуум надо чем-то заполнять.
Самая понимаемая, самая массово воспринимаемая даже после
долгих лет воинствующего атеизма идея – православие.
Ильи Пророка в Обыденском переулке, который стоит, что назы-
вается, в шаговой доступности от исторического места храма – Неужто уваровские: Православие, Самодержавие,
Христа Спасителя. Это ведь невозможно спрогнозировать, как-то Народность?
организовать. – Вы иронизируете, а я отвечу: однозначно, да. Я до сих
Но обо всем по порядку. Я учился на историческом факультете пор считаю, что церковь должен возглавлять обер-прокурор
МГПИ им. Ленина, когда по решению Михаила Горбачева всех Священного синода, как Петр Первый постановил. Моя точка
студентов, если в их вузах не было военной кафедры, отправили зрения: церковь – часть государственной машины. Не вера,
служить в армию. Прослужил полтора года, и по его же решению а церковь как институт. Я – современный имперец, был и оста-
всех студентов вернули назад, в аудитории. Я продолжил учиться юсь, отечественная история – мое, можно сказать, пожизненное
в институте, а потом бросил. Шел слом системы, и у более-менее увлечение. В моем видении мира был имперский храм, главный
думающих студентов идеологического исторического факультета кафедральный собор страны. И когда я понял, что появилась
не могло не случиться разрыва шаблона. В институте – все та же возможность принять участие в его воссоздании, решение при-
марксистско-ленинская теория, за его стенами – совсем по-дру- нял мгновенно. Тем более что к тому времени уже два года знал
гому. Для себя я понял, что так не могу. Надо определиться, какая о перспективе воссоздания храма Христа Спасителя. Считается,
у нас история, что мы строим и куда идем, да и где я, какой я, что эта идея – от и до лужковская. Сейчас мало кто помнит о том,
в конце концов. Одно время, в начале 90-х, чуть-чуть позани- что она появилась впервые в одном из указов президента Бориса
мался политикой: при «Демократической России» мы пытались Ельцина еще в 1992-м. В этом документе перечислялись утра-
сформировать партию молодежной солидарности. Участвовали ченные объекты культурного наследия по всей России, которые
в разных акциях, защищали Белый дом в 91-м. И вскоре получили планировалось воссоздать. Первым в этом списке значился храм
возможность наблюдать, как наш молодой искренний порыв был Христа Спасителя.
монетизирован локальной номенклатурой…
«ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ЧИТАЛИ И ЧИТАЮТ,
– Но Вы же, как историк, не могли не знать аксиомы о том, КАК КНИГУ»
кто делает революцию и кто пользуется ее плодами?.. – Концепция – концепцией, но ведь общественное мнение
– Знать-то знали, но наивно полагали, что это не про нас. было упрямо: к идее воссоздания храма Христа Спасителя
Верили, что все, внесшие вклад в победу, как тогда было при- москвичи отнеслись в целом негативно. С этим-то что дела-
нято говорить, над советской системой, станут управленческой ли? Ведь у некоторых эстетов до сих пор собор вызывает
элитой новой России. Но услышали, условно говорю: спасибо, вопросы.
друзья, можно расходиться… И надо было искать свое место в жиз- – Вопросы по поводу воссозданного храма – это вкусовщина.
ни. Я гуманитарий по складу своему. Мои родители, ведущие Не принимать саму идею воссоздания – это общественная про-
сотрудники оборонных московских НИИ, почтовых ящиков, хо- блема, которую мы и решали, работая с общественным мнени-
тели, чтобы я учился в Институте связи, который закончила ем. Берем типичную обывательскую точку зрения: есть бассейн
и мама, царство ей небесное, и отец, которому недавно испол- «Москва», всеми любимый, самый большой в Европе из тех, что
нилось 80 лет. Но я, как это водится, пошел своим путем: разные под открытым небом, и т.д.; храм рядом можно построить, если
жизненные коллизии привели меня в Бюро общественных связей уж кому-то он нужен. Наши контраргументы строились на фак-
«Союз». В «Союзе» я начал заниматься различными пиар-акци- тах, которые москвичам были неизвестны: к 1994 году бассейн
ями. Когда компания получила заказ на концепцию формирова- нельзя было эксплуатировать, потому что сгнили все коммуни-
Мо сков ские тор ги 25