Page 27 - Московские Торги №10
P. 27

строительство




                                                                   ния общественного мнения и информационного сопровождения
                                                                   воссоздания храма Христа Спасителя, я полностью погрузился
                                                                   в заинтересовавший меня проект.
                                                                     Мы сформировали концепцию, включающую предложение
                                                                   о фонде воссоздании храма Христа Спасителя для аккумулиро-
                                                                   вания средств и координации деятельности, пошли докладывать
                                                                   в управделами мэрии. Там ознакомились с нашей концепцией
                                                                   и предложили мне возглавить этот фонд. Так я стал исполнитель-
                                                                   ным директором Фонда финансовой поддержки воссоздания
                                                                   храма Христа Спасителя.

                                                                     – Что это было – бесстрашие юности, непонимание того,
                                                                   какую, как ни пафосно звучит, историческую ответствен-
                                                                   ность берешь на себя?
                                                                     – Нет, это было хоть и мгновенное, но искреннее и осмысленное
                                                                   решение. Мы ведь писали концепцию, ориентируясь на то, что
                                                                   сами считали необходимым и важным для страны, для общества,
                                                                   для себя. Ее главный смысл: если страна потеряла, грубо говоря,
                                                                   идеологический стержень, этот вакуум надо чем-то заполнять.
                                                                   Самая понимаемая, самая массово воспринимаемая даже после
                                                                   долгих лет воинствующего атеизма идея – православие.
              Ильи Пророка в Обыденском переулке, который стоит, что назы-
              вается, в шаговой доступности от исторического места храма   – Неужто уваровские: Православие, Самодержавие,
              Христа Спасителя. Это ведь невозможно спрогнозировать, как-то   Народность?
              организовать.                                          – Вы иронизируете, а я отвечу: однозначно, да. Я до сих
                Но обо всем по порядку. Я учился на историческом факультете   пор считаю, что церковь должен возглавлять обер-прокурор
              МГПИ им. Ленина, когда по решению Михаила Горбачева всех   Священного синода, как Петр Первый постановил. Моя точка
              студентов, если в их вузах не было военной кафедры, отправили   зрения: церковь – часть государственной машины. Не вера,
              служить в армию. Прослужил полтора года, и по его же решению   а церковь как институт. Я – современный имперец, был и оста-
              всех студентов вернули назад, в аудитории. Я продолжил учиться   юсь, отечественная история – мое, можно сказать, пожизненное
              в институте, а потом бросил. Шел слом системы, и у более-менее   увлечение. В моем видении мира был имперский храм, главный
              думающих студентов идеологического исторического факультета   кафедральный собор страны. И когда я понял, что появилась
              не могло не случиться разрыва шаблона. В институте – все та же   возможность принять участие в его воссоздании, решение при-
              марксистско-ленинская теория, за его стенами – совсем по-дру-  нял мгновенно. Тем более что к тому времени уже два года знал
              гому. Для себя я понял, что так не могу. Надо определиться, какая   о перспективе воссоздания храма Христа Спасителя. Считается,
              у нас история, что мы строим и куда идем, да и где я, какой я,   что эта идея – от и до лужковская. Сейчас мало кто помнит о том,
              в конце концов. Одно время, в начале 90-х, чуть-чуть позани-  что она появилась впервые в одном из указов президента Бориса
              мался политикой: при «Демократической России» мы пытались   Ельцина еще в 1992-м. В этом документе перечислялись утра-
              сформировать партию молодежной солидарности. Участвовали   ченные объекты культурного наследия по всей России, которые
              в разных акциях, защищали Белый дом в 91-м. И вскоре получили   планировалось воссоздать. Первым в этом списке значился храм
              возможность наблюдать, как наш молодой искренний порыв был   Христа Спасителя.
              монетизирован локальной номенклатурой…
                                                                   «ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ЧИТАЛИ И ЧИТАЮТ,
                – Но Вы же, как историк, не могли не знать аксиомы о том,   КАК КНИГУ»
              кто делает революцию и кто пользуется ее плодами?..    – Концепция – концепцией, но ведь общественное мнение
                – Знать-то знали, но наивно полагали, что это не про нас.   было упрямо: к идее воссоздания храма Христа Спасителя
              Верили, что все, внесшие вклад в победу, как тогда было при-  москвичи отнеслись в целом негативно. С этим-то что дела-
              нято говорить, над советской системой, станут управленческой   ли? Ведь у некоторых эстетов до сих пор собор вызывает
              элитой новой России. Но услышали, условно говорю: спасибо,   вопросы.
              друзья, можно расходиться… И надо было искать свое место в жиз-  – Вопросы по поводу воссозданного храма – это вкусовщина.
              ни. Я гуманитарий по складу своему. Мои родители, ведущие   Не принимать саму идею воссоздания – это общественная про-
              сотрудники оборонных московских НИИ, почтовых ящиков, хо-  блема, которую мы и решали, работая с общественным мнени-
              тели, чтобы я учился в Институте связи, который закончила   ем. Берем типичную обывательскую точку зрения: есть бассейн
              и мама, царство ей небесное, и отец, которому недавно испол-  «Москва», всеми любимый, самый большой в Европе из тех, что
              нилось 80 лет. Но я, как это водится, пошел своим путем: разные   под открытым небом, и т.д.; храм рядом можно построить, если
              жизненные коллизии привели меня в Бюро общественных связей   уж кому-то он нужен. Наши контраргументы строились на фак-
              «Союз». В «Союзе» я начал заниматься различными пиар-акци-  тах, которые москвичам были неизвестны: к 1994 году бассейн
              ями. Когда компания получила заказ на концепцию формирова-  нельзя было эксплуатировать, потому что сгнили все коммуни-


                                                                                             Мо сков ские тор ги 25
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32