Page 28 - Московские Торги №10
P. 28
кации, и за год до начала строительства храма его уже закрыли. нию: это во многом объясняется неаутентичностью, упро-
Бассейн надо было реконструировать, а по сути – построить щением ряда элементов…
ВОССОЗДАНИЕ холод, полный развал, а тут такие деньжищи уйдут на храм. Наш ных строительных технологий. А что имеется в виду под неау-
заново. Вторая типичная позиция: в стране денег нет, голод,
– Это объясняется прежде всего возможностями современ-
тентичностью?
контраргумент: воссоздание храма будет вестись без привлече-
ния бюджетных средств, для чего создается фонд, система при-
– Ну, например, бронзовые горельефы вместо мраморных,
влечения добровольных пожертвований как российских, так
и зарубежных, как физических, так и юридических лиц.
А еще на нашей стороне в работе по информационному часть оригиналов которых хранится в Донском монастыре...
– По этому поводу была серьезнейшая дискуссия. Как и по
сопровождению воссоздания храма Христа Спасителя были всем другим моментам, когда делалось отступление от ориги-
строительство к храму». Одна из самых известных киноцитат того времени: не из мрамора, а из мраморизованного известняка. Специалис-
всплеск интереса к отечественной истории в то время и огром-
нала. О горельефах как непосредственный участник тех событий
могу сказать следующее.
ный резонанс, который вызвал фильм – обладатель Гран-при
Каннского фестиваля «Покаяние».
Изначально горельефы действительно делались из камня, но
ты Российской академии архитектуры, бывшие сторонниками
– Этот фильм Абуладзе часто называют просто «Дорога
каменных горельефов, изучив фрагменты, хранящиеся в Дон-
«– Скажите, эта дорога приведет к храму?
ском монастыре, были категоричны: из известняка делать ниче-
– Это улица Варлама. Не эта улица ведет к храму.
го нельзя по причине сильнейших абсорбирующих свойств
материала – в центре Москвы изваяния из него стали бы чер-
– Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не
приводит к храму?»
ными через пять лет. А необходимого количества скульпторов,
которые могли бы работать с мрамором, в стране элементарно
– Да, эта простая и одновременно высокая мысль воспри-
нималась большинством общества. Как и то, что возрождение
тоже. Поэтому комиссия по художественному убранству под ру-
храма Христа Спасителя – это не столько восстановление раз-
ководством митрополита Ювеналия – а я был ее ответственным
рушенного церковного объекта, это воссоздание величайшего
секретарем – приняла решение делать горельефы из бронзы.
памятника отечественной истории и культуры, храма воинской не нашлось. Ну, не было Микеланджело, да и не Микеланджело
славы, которого больше нет в России, дань благодарности и па-
мяти мужеству русских воинов, защитивших Отчизну от напо- – А куда делась прежде золоченая кровля крыш? Покры-
леоновского нашествия. И покаяния перед ними за бесславное тие на основе нитрида титана действительно ведь измени-
разрушение храма в 1931 году. ло цветовую гамму собора, сделав ее менее теплой.
– Это, с моей точки зрения, достаточно справедливая претен-
– Дореволюционный храм строился 44 года, воссоздавал- зия. Все остальное, включая росписи (а их общая площадь –
ся пять с половиной лет. Как Вы относитесь к такому мне- только вдумайтесь! – 20 тысяч квадратных метров), – аутентич-
26 Мо сков ские тор ги