Page 28 - Московские Торги №10
P. 28

кации, и за год до начала строительства храма его уже закрыли.   нию: это во многом объясняется неаутентичностью, упро-
               Бассейн надо было реконструировать, а по сути – построить   щением ряда элементов…
             ВОССОЗДАНИЕ  холод, полный развал, а тут такие деньжищи уйдут на храм. Наш   ных строительных технологий. А что имеется в виду под неау-
               заново. Вторая типичная позиция: в стране денег нет, голод,
                                                                     – Это объясняется прежде всего возможностями современ-
                                                                    тентичностью?
               контраргумент: воссоздание храма будет вестись без привлече-
               ния бюджетных средств, для чего создается фонд, система при-
                                                                     – Ну, например, бронзовые горельефы вместо мраморных,
               влечения добровольных пожертвований как российских, так
               и зарубежных, как физических, так и юридических лиц.
                 А еще на нашей стороне в работе по информационному   часть оригиналов которых хранится в Донском монастыре...
                                                                     – По этому поводу была серьезнейшая дискуссия. Как и по
               сопровождению воссоздания храма Христа Спасителя были   всем другим моментам, когда делалось отступление от ориги-
            строительство  к храму». Одна из самых известных киноцитат того времени:  не из мрамора, а из мраморизованного известняка. Специалис-
               всплеск интереса к отечественной истории в то время и огром-
                                                                    нала. О горельефах как непосредственный участник тех событий
                                                                    могу сказать следующее.
               ный резонанс, который вызвал фильм – обладатель Гран-при
               Каннского фестиваля «Покаяние».
                                                                     Изначально горельефы действительно делались из камня, но
                                                                    ты Российской академии архитектуры, бывшие сторонниками
                 – Этот фильм Абуладзе часто называют просто «Дорога
                                                                    каменных горельефов, изучив фрагменты, хранящиеся в Дон-
                 «– Скажите, эта дорога приведет к храму?
                                                                    ском монастыре, были категоричны: из известняка делать ниче-
                 – Это улица Варлама. Не эта улица ведет к храму.
                                                                    го нельзя по причине сильнейших абсорбирующих свойств
                                                                    материала – в центре Москвы изваяния из него стали бы чер-
                 – Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не
               приводит к храму?»
                                                                    ными через пять лет. А необходимого количества скульпторов,
                                                                    которые могли бы работать с мрамором, в стране элементарно
                 – Да, эта простая и одновременно высокая мысль воспри-
               нималась большинством общества. Как и то, что возрождение
                                                                    тоже. Поэтому комиссия по художественному убранству под ру-
               храма Христа Спасителя – это не столько восстановление раз-
                                                                    ководством митрополита Ювеналия – а я был ее ответственным
               рушенного церковного объекта, это воссоздание величайшего
                                                                    секретарем – приняла решение делать горельефы из бронзы.
               памятника отечественной истории и культуры, храма воинской   не нашлось. Ну, не было Микеланджело, да и не Микеланджело
               славы, которого больше нет в России, дань благодарности и па-
               мяти мужеству русских воинов, защитивших Отчизну от напо-  – А куда делась прежде золоченая кровля крыш? Покры-
               леоновского нашествия. И покаяния перед ними за бесславное   тие на основе нитрида титана действительно ведь измени-
               разрушение храма в 1931 году.                        ло цветовую гамму собора, сделав ее менее теплой.
                                                                     – Это, с моей точки зрения, достаточно справедливая претен-
                 – Дореволюционный храм строился 44 года, воссоздавал-  зия. Все остальное, включая росписи (а их общая площадь –
               ся пять с половиной лет. Как Вы относитесь к такому мне-  только вдумайтесь! – 20 тысяч квадратных метров), – аутентич-
               26    Мо сков ские тор ги
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33