НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Может ли предприятие, осуществляющее закупки по закону № 223-ФЗ, произвести закупку финансовых услуг неконкурентным способом на основании собственного положения о закупках и в соответствии с ч. 16 ст. 4 закона № 223-ФЗ?

Предприятие подпадает под действие Закона № 223-ФЗ. Ранее в положении о закупках закупки всех финансовых услуг были отнесены к закупке у единственного поставщика. Позднее советом директоров было принято решение об исключении из закупки у единственного поставщика большей части финансовых услуг, кроме нескольких. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется организатором процедуры закупки, в случае если возникла потребность в финансовых услугах: заключение договоров/соглашений о привлечении долгосрочного финансирования/кредитования, то есть с учетом внесенных изменений в положение о закупках предполагалось, что в отношении остальных финансовых услуг предприятие теперь должно проводить конкурентные процедуры. В настоящее время, согласно п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, не подлежат размещению в Единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев. На данный момент предприятие хочет обратиться в кредитное учреждение за получением услуги депозитного вклада. Теперь в отношении закупок финансовых услуг, указанных в вышеуказанной статье, предприятию можно не проводить конкурентные процедуры, а заключать договоры с выбранным нами контрагентом на поставку финансовой услуги как с единственным поставщиком?

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договора, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, является положение о закупке.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, причем конкурентными считаются только закупки, соответствующие требованиям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Условия применения способов, видов процедур закупки Закон № 223-ФЗ регламентирует только для отдельных случаев, только в отношении конкурентных процедур и только рамочно, причем рассматриваемая закупка к таким случаям не относится.

Во всех прочих случаях выбор способа закупки устанавливается заказчиком в положении о закупке самостоятельно, безусловно, с учетом публичных обязанностей, предусмотренных Законом № 223-ФЗ.

По, установленному ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ общему правилу, заказчик обязан размещать информацию о закупке, в том числе содержащуюся в перечисленных в этой норме документах, в ЕИС и (или) на сайте заказчика в сети Интернет (ч. 7, 13 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Исключения указаны в самой ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, согласно которой в ЕИС размещается информация о закупке, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика, далее — контрагент) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, а также за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

При закупке у единственного контрагента информация о такой закупке, предусмотренная ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, может быть размещена заказчиком в ЕИС в том случае, если это предусмотрено положением о закупке.

При этом случаи, когда информация о закупке не подлежит размещению в ЕИС, поскольку составляет государственную тайну или по решению Правительства РФ, принятому на основании ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, согласно ч. 1 ст. 3.5 Закона № 223-ФЗ являются основаниями для проведения закрытой конкурентной закупки. Причем по смыслу данной нормы закрытые закупки могут проводиться только в указанных случаях.

Когда заказчик вправе не размещать информацию о закупке в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, какие-либо указания относительно выбора способа закупки не предусмотрены.

Соответственно, выбор способа проведения закупок, указанных в п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, должен быть урегулирован положением о закупке, причем проведение закрытой конкурентной закупки в данном случае исключено. При этом следует учитывать, что, поскольку неразмещение в ЕИС сведений о закупках в указанных случаях является именно правом заказчика, решение заказчика о его реализации должно быть отражено в положении о закупке.

В связи с этим отметим, что в силу ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой признается не только закупка у единственного контрагента, но и любая закупка, условия которой не соответствуют требованиям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Из буквального же прочтения ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ следует, что неконкурентной закупкой признается и та, условия осуществления которой будут почти полностью совпадать с условиями конкурентной, без соответствия хотя бы одному из условий, установленных указанной нормой. Первым из таких условий является сообщение заказчиком информации о закупке или путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки (извещение) с приложением документации о закупке (документация) (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), или посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации не менее чем 2 лицам (подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

При этом способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного контрагента, устанавливаются положением о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Закон не ограничивает заказчика в определении любых возможных неконкурентных способов, установлении любых условий их применения и порядка их осуществления. Все эти условия должны быть урегулированы положением о закупке.

Соответственно, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке такие неконкурентные способы закупки, которые будут осуществляться в том же порядке, что и конкурентные, за исключением того, что извещение и (или) документация будут размещаться не в ЕИС, а в средствах массовой информации, на сайте (сайтах) в сети Интернет, в том числе на сайте заказчика или электронной площадке (электронных площадках) с ограниченным доступом к таким документам, либо передается путем направления приглашений принять участие в закупке в случае, не предусмотренном для проведения закрытой конкурентной закупки. Хотя следует заметить, что из буквального прочтения ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ от обязанности размещения в ЕИС вообще какой бы то ни было информации о закупке заказчик освобождается только в отношении закупки у единственного контрагента. Соответственно, какой-то объем информации о закупке — хотя бы о фактах ее начала и окончания — в ЕИС должен размещаться.

Таким образом, в отношении закупок, указанных в п. 1—3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, положение о закупке может предусматривать право заказчика принимать решение о размещении или неразмещении информации в ЕИС по каждой конкретной закупке, подпадающей под эти нормы, и, соответственно, проведение закупки открытым конкурентным способом или неконкурентным способом, в том числе у единственного контрагента.

В случае если положением о закупке никакие отдельные положения относительно такого рода закупок не предусмотрены, полагаем, следует исходить из того, что заказчик своим правом не размещать в ЕИС информацию о таких закупках не воспользовался. Соответственно, такие закупки должны осуществляться в общеустановленном порядке, в том числе путем проведения открытых конкурентных закупок, если не подпадают под случаи, когда, согласно положению о закупке, они могут проводиться неконкурентными способами.

Аркадий Серков, Валерий Тимошенко,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ЭнергокомплексКапиталГераМОЭСК
АБЗПНС