ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Если годовая выручка федерального государственного бюджетного научного учреждения (заказчика) за отчетный финансовый год менее 5 млрд руб., допустимо ли закрепление в положении предприятия суммы закупки малого объема в размере 500 тыс. руб.? Имеет ли право учреждение в течение одного квартала текущего года заключать договоры до 500 тыс. руб. С разными поставщиками, но с одним предметом закупки? Необходимо ли учреждению проводить конкурентную закупку в случае, когда ее предмет подпадает под постановление правительства РФ от 21.06.2012 № 616 (электронный перечень), или оно может руководствоваться своим положением и заключать договор до 500 тыс. руб. С единственным поставщиком?

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение работает по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ. Согласно положению учреждения, закупки малого объема составляют 500 тыс. руб. Годовой объем закупок малого объема не должен превышать 5 млн руб., или 20% суммы расходов на закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 223-ФЗ в текущем году, в том числе для оплаты расходов по договорам, заключенным до начала текущего года. Не допускается искусственное дробление закупки на несколько закупок малого объема с целью уклонения от проведения конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно заключение нескольких договоров с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с одинаковым предметом закупки, в случае если даты заключения таких договоров приходятся на один и тот же квартал календарного года. Под одинаковым предметом закупки в настоящем пункте понимаются товары (работы, услуги), относящиеся к одной группе продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

1. Не противоречит ли положение Закону № 223-ФЗ, если в нем закупка малого объема составляет 500 тыс. руб., а годовая выручка учреждения (заказчика) за отчетный финансовый год менее 5 млрд руб.?

2. Можно ли заключать договоры до 500 тыс. руб. с одинаковым предметом закупки с разными поставщиками в одном квартале текущего года?

3. Если предмет закупки подпадает под постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 (электронный перечень), нужно ли проводить конкурентную закупку или, согласно положению, заключить договор с единственным поставщиком до 500 тыс. руб.?

1. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений этого закона. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного контрагента, устанавливаются положением о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). При этом закон не ограничивает заказчика в определении любых возможных неконкурентных способов, установлении любых условий их применения и порядка их осуществления. Все эти условия должны быть урегулированы положением о закупке. Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (ст. 3.6 Закона № 223-ФЗ). Закон не ограничивает заказчика в определении условий применения закупки у единственного контрагента. В частности, положения Закона № 223-ФЗ не устанавливают максимальной суммы, на которую может производиться закупка у единственного контрагента. Такие ограничения определяются исключительно требованиями положения о закупке заказчика. Поэтому принципиально в положении о закупке возможность заключения договоров с единственным контрагентом (осуществления «закупок малого объема») может быть ограничена любой суммой, в том числе и 500 тыс. руб. Законодательству это не противоречит.

Упомянутый в вопросе размер годовой выручки заказчика за отчетный финансовый год в этом смысле не имеет значения.

Если такой размер превышает 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

2. Закон № 223-ФЗ не регулирует вопросы, связанные с формированием предмета закупки (предмета договора, заключаемого по итогам закупочной процедуры). Определенные ограничения вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, которая распространяется на все закупки, осуществляемые в соответствии с Законом № 223-ФЗ в силу ч. 5 той же статьи (по смыслу данных норм — на все закупки, осуществляемые конкурентными способами). Запрета же на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких работ законодательство не содержит. При определенных обстоятельствах заключение заказчиком в пределах непродолжительного периода времени нескольких договоров с одинаковым предметом закупки (в том числе с одним и тем же контрагентом) может рассматриваться как действия, направленные на искусственное дробление закупки с целью уклонения от проведения конкурентных способов определения контрагента. Однако однозначно оценить перспективу таких действий заказчика в рамках этой консультации не представляется возможным.

3. Согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 (далее — постановление № 616).

Одновременно п. 2 постановления № 616 установлено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный данным постановлением, не осуществляется в электронной форме, в частности, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, в силу приведенной нормы при закупке товаров, включенных в перечень, у единственного контрагента (если такая возможность предусмотрена положением о закупке) требование постановления № 616 об осуществлении закупки в электронной форме не применяется.

Алексей Александров,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГеопроектизысканияМИЦМОЭКМОЭСК
СбербанкШколаАктивКапитал