НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Необходимо ли при продлении срока исполнения контракта продлевать срок обеспечения его исполнения (банковскую гарантию, срок которой истек)?

Срок исполнения по государственному контракту продлен в соответствии с пп. 6 п. 1. ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Правомерно ли требование заказчика о продлении срока обеспечения исполнения контракта (срок действия банковской гарантии истек)?

Срок действия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (п. 5 ч. 2 ст. 45, ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность продления срока банковской гарантии при изменении срока действия контракта. Положениями ч. 7 ст. 96 данного закона предусмотрено лишь право контрагента предоставить в ходе исполнения контракта заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, при этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. Однако представляется, что в подобной ситуации выполнение требований ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ возможно только путем продления срока действия банковской гарантии либо предоставления новой банковской гарантии, срок действия которой не менее чем на один месяц будет превышать срок действия пролонгированного контракта.

Следует добавить, что на практике заказчики нередко включают в текст контракта условие о продлении срока действия банковской гарантии в случае продления срока исполнения контракта, равно как и требование об обязанности контрагента предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае, если ранее предоставленное обеспечение перестало обеспечивать исполнение обязательств по контракту.

Отметим, что в некоторых случаях контролирующие органы считают неправомерным включение подобного условия в контракт (смотрите, например, решение ФАС от 23.11.2015 № К-1595/15, решение ФАС от 12.02.2015 № К-122/15).

Но в большинстве случаев включение в документацию о закупке и проект контракта подобных условий признается правомерным (смотрите, например, решение УФАС по Алтайскому краю от 30.01.2018 № 69/18, решение УФАС по Самарской области от 25.09.2017 № 1186-12708-17/4, решение УФАС по Республике Башкортостан от 01.06.2016 № ГЗ-375/16, решение УФАС по Республике Татарстан от 17.10.2017 № 481-кз/2017, решение УФАС по Москве от 15.06.2016 № 2-57-5894/77-16). Указанную позицию антимонопольных органов поддерживают суды (смотрите, например, постановление Пятнадцатого ААС от 04.05.2018 № 15АП3678/18).

Как показывает судебная практика, при наличии в контракте упомянутых требований о продлении срока банковской гарантии либо предоставлении нового обеспечения исполнения контракта в случае заключения сторонами соглашения о продлении срока действия контракта требования заказчика по продлению срока банковской гарантии признаются обоснованными, при этом суды считают правомерным взыскание штрафа за непредоставление новой либо продленной банковской гарантии (смотрите, например, постановление Восьмого ААС от 28.03.2019 № 08АП-821/19, постановление Тринадцатого ААС от 25.02.2019 № 13АП-35564/18, постановление Восемнадцатого ААС от 27.09.2017 № 18АП-10683/17, постановление Восемнадцатого ААС от 15.06.2016 № 18АП7741/16, постановление Девятого ААС от 04.03.2019 № 09АП67070/18).

Поэтому, учитывая, что в приведенной ситуации условиями контракта предусмотрено требование об обязанности контрагента предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае, если ранее предоставленное обеспечение перестало обеспечивать исполнение обязательств по контракту и правомерность включения подобного требования в контракт не оспорена, полагаем, что в случае заключения дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта на основании пп. 6 ч. 1. ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе требовать продления срока действия банковской гарантии или предоставления новой банковской гарантии, срок действия которой не менее чем на один месяц будет превышать срок действия контракта в новой редакции. Сказанное вполне согласуется с позицией Минэкономразвития России, изложенной в письме от 16.12.2016 № Д28и-3525.

Отдельно отметим, что отсутствие в случае пролонгации контракта продленной или новой банковской гарантии, срок действия которой должен превышать не менее чем на один месяц срок действия контракта, может быть признано контролирующими органами нарушением требований Закона № 44-ФЗ (п. 14.17 представления Счетной палаты РФ от 09.12.2016 № ПР 09-345/09-03, п. 8 представления Счетной палаты Российской Федерации от 12.04.2016 № ПР 12-39/12-02).

Надежда Верхова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МоскапстройГеопроектизысканияМОЭКМИЦ
ФУДАБЗШкола