НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Одним миром мазаны

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль­ных нужд» заказчик в конкурсной документации установил требование о привлечении к исполнению контракта субподряд­ных организаций из числа субъектов малого предприниматель­ства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Поступили три заявки на участие в аукционе. К каждой заявке приложены документы, подтверждающие, что лица, их пода­вшие, относятся к субъектам малого предпринимательства.

Нужно ли победителю аукциона (субъекту малого предпри­нимательства) привлекать субподрядную организацию из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентиро­ванных некоммерческих организаций?

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муници­пальных нужд», заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 данной статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с огра­ниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не долж­на превышать 20 млн руб.;

2) осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, согласно которой заказчик при опреде­лении поставщика вправе установить в извещении об осу­ществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) (далее — контрагент), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта суб-подрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО включается в контрак­ты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учи­тывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Отсюда следует, что закупкой у СМП, СОНО в целях Закона № 44-ФЗ является только закупка, проведенная способами, указанными ч. 1 ст. 30 этого Закона, то есть либо у победи­телей конкурентных процедур, участниками которых могут быть только СМП, СОНО, либо закупка контрагентами у привлекаемых ими к исполнению контрактов поставщиков, субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. В любом случае это приобретение товаров, работ, услуг у СМП, СОНО в результате действий заказчика, направленных на достижение именно такого результата.

Соответственно, закупка у победителей конкурентных про­цедур, проводимых не только среди СМП, СОНО на наш взгляд, не является закупкой у СМП, СОНО даже если побе­дитель является СМП или СОНО, поскольку заключение контракта с таким субъектом в данном случае не зависит от действий заказчика, и даже если такая закупка осуществля­лась с учетом требований ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, посколь­ку действия заказчика в данном случае были направлены на иной результат.

Из буквального прочтения ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ сле­дует, что обязанность привлечения субподрядчиков, соиспол­нителей из числа СМП, СОНО возникает только у тех контр­агентов, которые сами не являются таковыми субъектами. Однако в свете вышеизложенного можно предположить, что в данном случае имеет место ошибка юридической техники, и имелось в виду, что такая обязанность возникает у лица, не являющегося СМП или СОНО, ставшего победителем конкурентной процедуры, проводимых именно среди этих субъектов.

В поддержку такого толкования можно заметить, что усло­вие о привлечении субподрядчиков, соисполнителей для исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, должно включаться в сами эти кон­тракты, а согласно ч. 6 той же статьи, в такие контракты долж­но быть включено также обязательное условие о гражданско-правовой ответственности контрагентов за неисполнение этого условия. При этом контракт, в силу ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заключается на условиях, предусмотренных извеще­нием об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Возможности исключения из контракта вышеупомянутого условия в том случае, если победителем конкурентной процедуры, проводимой с учетом требований ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, становится лицо, само являющееся СМП или СОНО, не предусмотрено. Более того, исключение такого условия может быть расценено как нару­шение принципа обеспечения конкуренции при проведении закупок (ст. 6, 8 Закона № 44-ФЗ), поскольку фактически предполагает освобождение конкретного победителя соот­ветствующей конкурентной процедуры от дополнительной обязанности, которая должна быть возложена на любое лицо, ставшее победителем.

Таким образом, по нашему мнению, даже если победителем электронного аукциона, проводимого в соответствии с требо­ваниями ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, окажется лицо, имеющее статус СМП, подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО на услови­ях, установленных контрактом.

Обращаем внимание, что сказанное является нашим экс­пертным мнением, официальных разъяснений по данному вопросу нам найти не удалось, правоприменительная прак­тика по нему также пока отсутствует. За официальными разъ­яснениями заказчик может обратиться в Минэкономразвития России.

Надежда Верхова и Аркадий Серков, 
эксперты службы право­вого консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

СаториМОЭКЭнергокомплексОЭК
ЦентрСтройИнвест-3АКСИТЕХ