НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Не исключительный случай

В каких случаях в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни­ципальных нужд» используется понятие «договор», а в каких — «государственный контракт»?

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль­ных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), этот закон регулирует отношения в части, помимо прочего касающейся заключе­ния гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального обра­зования, а также бюджетным учреждением либо иным юри­дическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (далее — контракт). Иными словами, фактически понятие «контракт» для целей Закона № 44-ФЗ является синонимом понятия «гражданско-правовой договор, заклю­чаемый заказчиком, руководствующимся Законом № 44-ФЗ».

Каких-либо норм, требующих именовать документ, содер­жащий условия контракта (договора), именно контрактом или договором, Закон № 44-ФЗ не содержит.

Следует отметить, что иногда определенные виды договоров именуются в законодательстве контрактами в целях отде­ления их от прочих договоров. В частности, в Гражданском кодексе РФ, на котором основан и Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого закона), государственными и муниципальными контрактами названы договоры, заключаемые соответствен­но государственными и муниципальными заказчиками на поставку товаров (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ). Однако из ст. 431 ГК РФ, п. 1, 6 ст. 13 АПК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать договор прежде всего исходя из существа регулируемых им отношений. Значит, с точки зрения права имеет значение не наименование документа («договор» или «контракт») и не употребляемая в нем терминология, а существо регулируемых им отношений.

Соответственно, к договорам (контрактам), как бы они ни назывались, заключенным государственными и муни­ципальными заказчиками на поставку товаров или выпол­нение подрядных работ, судом всегда будут применять­ся нормы о соответствующих видах гражданско-правовых договоров, именуемых государственными и муниципаль­ными контрактами (параграф 4 главы 30 и параграф 5 главы 37 ГК РФ соответственно). К прочим же контрактам (договорам), как бы они ни назывались, заключаемым государственными и муниципальными заказчиками, и к любым договорам (контрактам), как бы они ни назывались, заключенным бюджетными учреждениями, не являющими­ся государственными или муниципальными заказчиками (п. 5 — 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ), будут применяться нормы Закона № 44-ФЗ о контрактах и нормы Гражданского кодекса РФ о соответствующих видах гражданско-правовых договоров.

Таким образом, именование договора, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, «договором» или «кон­трактом» не имеет юридического значения.

Елена Першина и Аркадий Серков,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ОЭКМосводоканалТеплоцентрстройМосгаз
АКСИТЕХПНСРоссийскийЦентр