НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Допустимо ли заключение дополнительного соглашения к госконтракту по соглашению сторон с целью исключения оплаты подрядчику предусмотренного договором аванса, если подрядчик отказывается его получать, опасаясь трудностей, связанных с казначейским сопровождением аванса?

Между заказчиком и подрядчиком заключен государственный контракт на выполнение строительных работ для федеральных нужд на сумму свыше 100 млн руб. В контракте предусмотрено казначейское сопровождение обеспечения аванса. Обеспечение контракта предоставлено банковской гарантией (10% от цены контракта). Подрядчик отказывается от получения аванса. Срок контракта — более года. Контракт заключен с единственным подрядчиком по итогам несостоявшегося конкурса с ограниченным участием. Планируется внесение изменений, так как хотелось бы избежать трудностей, связанных с казначейским сопровождением обеспечения аванса. Подрядчик согласен отказаться от уплаты аванса.

Возможно ли изменить условия государственного контракта путем заключения дополнительного соглашения и исключить оплату аванса по соглашению сторон?

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 данного закона.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, по общему правилу контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией, заявкой, окончательным предложением участника, с которым заключается контракт.

Поэтому условие о порядке оплаты по контракту следует отнести к существенным, как названному таковым в законе (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Существенные условия контракта в силу ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ могут изменяться только в случаях, предусмотренных в этой части, которые не предполагают отдельно условий для изменения порядка и сроков оплаты по контракту, хотя в случаях, предусмотренных п. п. 2—4, 6, 8—10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, это условие может быть изменено наряду с другими.

Так, при исполнении контракта на выполнение строительных работ для федеральных нужд, предусмотренных контрактом, формально порядок оплаты может быть изменен в следующих случаях:

— если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает 10 млрд руб. и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

— в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

— если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает 100 млн руб., возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации при осуществлении закупки для федеральных нужд и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений (п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Как видим, первые из двух оснований в данной ситуации неприменимы. Возможность применения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ также весьма сомнительна, так как решение не проводить авансирование в связи с желанием заказчика избежать трудностей, связанных с казначейским сопровождением обеспечения аванса, на наш взгляд, не является не зависящим от сторон контракта обстоятельством, влекущим невозможность его исполнения.

Соответственно, оснований для изменения условий контракта о порядке авансирования в данном случае нет. Заключение указанного в вопросе дополнительного соглашения приведет к нарушению положений Закона № 44-ФЗ, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Надежда Верхова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 38/2020

Читать свежий номер

МОЭСКМИЦКапиталИНА
ДоркомэкспоАбсолютСоюзФУД