НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Каким образом подтверждается деловая репутация участников госзакупок по законодательству РФ и какие требования могут предъявляться к ней по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Какие требования могут предъявляться к деловой репутации участников закупки при осуществлении конкурентных процедур в рамках законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ? Какие документы могут являться подтверждением деловой репутации участников закупки в соответствии с законодательством РФ?

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке требований к деловой репутации участника закупки, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным законом.

Между тем в ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ перечислены единые требования к участникам закупки, устанавливаемые заказчиком при осуществлении закупки, и требования к деловой репутации в их числе не упоминаются.

Частью 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе и к деловой репутации.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 утверждены Приложения №№ 1 и 2, устанавливающие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров (работ, услуг). Однако требований к деловой репутации участников закупки данным документом не предусмотрено.

Как следует из ч. 4 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчики устанавливают дополнительные требования к участникам закупок, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, только в случаях, когда такие дополнительные требования установлены Правительством РФ.

Таким образом, поскольку Законом № 44-ФЗ, равно как и в установленном им порядке Правительством РФ, не установлено требований к деловой репутации участников закупки, заказчик не вправе включать подобные требования в документацию о закупке, проводимой в рамках Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем деловая репутация является одной из составляющих критерия «квалификация участников закупки», который может использоваться заказчиком для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки. Так, заказчик обязан указать в документации о закупке используемые им при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии (по общему правилу — не менее двух) и их величины значимости. При этом в качестве одного из критериев заказчиком может быть избрана «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. ч. 1 и 4 ст. 32 Закона № 44-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Правила).

Однако ни Законом № 44-ФЗ, ни Правилами не определены документы, на основании которых заявки (предложения) участников закупки могут оцениваться по показателю «Деловая репутация». В документации о закупке заказчик определяет их самостоятельно.

Также заметим, что на сегодняшний день разработан и утвержден ряд национальных стандартов оценки опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих деятельность в области строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (смотрите, к примеру, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.04.2014 № 366-ст). Стандарты предусматривают возможность экспертной оценки деловой репутации

субъекта предпринимательской деятельности на добровольной основе с выдачей сертификата по установленной форме.

Заказчики при осуществлении закупок соответствующих работ и услуг нередко руководствуются такими сертификатами, что признается судами правомерным.

Что касается закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то данный закон устанавливает лишь общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, которые обязаны руководствоваться положениями этого федерального закона. Требования к участникам закупки устанавливаются в документации о закупке, в соответствии с положением о закупке, содержание которого, с учетом упомянутых общих требований и принципов, заказчик определяет самостоятельно (ч. ч. 2, 3 ст. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 указанного закона). Следовательно, заказчик вправе включить в документацию о закупке требования к деловой репутации участников закупки, если это предусмотрено положением о закупке. Перечень документов, которыми может быть подтверждено соответствие участников закупки требованиям к деловой репутации, заказчик определяет самостоятельно и закрепляет в положении о закупке, а также указывает в документации о закупке.

Руслан Габбасов,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 38/2020

Читать свежий номер

ИНАМоскапстройЭнергокомплексМИЦ
ПНСRaexpertРоссийский