НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Расторжение контракта и его последствия

В ходе проведения открытого аукциона в электронной форме (в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) заключен контракт об оказании услуги по уборке внутренних помещений с победителем аукциона. Исполнитель ненадлежащим образом оказывает услуги. 

Заказчик и исполнитель договорились расторгнуть кон­тракт по соглашению сторон. В этом случае заказчик вправе или обязан заключить контракт с участником, которому присвоен второй номер после победителя электронного аукциона?

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контракт­ной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрены только последствия расторжения контракта вследствие одностороннего отказа одной из сторон от его исполнения. В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуще­ствить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений (п. 6 ч. 2 ст. 83, ч. 9, 17 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). При этом заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения расторгнутого контракта и в отно­шении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям закона, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения запроса предложений (ч. 3 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). В случае же расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта согласно ч. 24 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с поло­жениями этого закона.

Полагаем, что последний подход вполне логично приме­нять и в других случаях расторжения контракта — по реше­нию суда или по соглашению сторон, поскольку такое раз­витие событий само по себе следует из общих основ Закона № 44-ФЗ и простой логики. Фактически норму ч. 24 ст. 95 Закона № 44-ФЗ можно считать избыточной. Полагаем, что она внесена в закон именно для того, чтобы подчеркнуть, что в данном случае — в отличие от расторжения ввиду отказа заказчика от исполнения контракта — нет исключения из общего порядка, предполагающего по умолчанию проведе­ние конкурса и лишь в указанных в самом Законе № 44-ФЗ случаях — иных способов закупки (ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Соответственно, из того же принципа и отсутствия специ­ального указания на исключение из него следует вывод, что в случае расторжения контракта по решению суда или по соглашению сторон закупка товаров, работ, услуг, оставшихся непоставленными, невыполненными, неоказанными по рас­торгнутому контракту, осуществляется в общеустановленном порядке.

Заключить контракт со вторым участником аукциона можно, только если победитель электронного аукциона при­знан уклонившимся от заключения контракта (п. 2 ч. 10 ст. 37, ч. 13, 14 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Аркадий Серков,
эксперт службы правового кон­салтинга ГАРАНТ 


Назад в раздел

МосводоканалМосгазЭнергокомплексКапитал
ВКДоркомэкспоПНСЛокоБанк