НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Как правильно указать место происхождения товара в заявке

В заявке на участие в электронном аукционе участник закуп­ки указал место происхождения товара — «Россия».

Достаточно одного названия страны или необходим более конкретный адрес? Как применительно к данному случаю трактовать ст. 1516 ГК РФ?

Прежде всего обратим внимание, что согласно п. 1 ст. 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельско­го поселения, местности или другого географического объ­екта, а также обозначение, производное от такого наимено­вания и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данно­го географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (ст. 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара.

Как видим, под местом происхождения товара Гражданский кодекс РФ понимает современное или историческое, офици­альное или неофициальное, полное или сокращенное наиме­нование страны, городского или сельского поселения, мест­ности или другого географического объекта. Однако отнюдь не любое наименование места происхождения товара получа­ет правовую защиту и, соответственно, признается объектом интеллектуальной собственности, а только то, в отношении которого осуществлена государственная регистрация в уста­новленном порядке (ст. 1518 ГК РФ).

Ни из п. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), указывающей, что в описание объ­екта закупки в документации о закупке по общему правилу не должно включаться наименование места происхождения товара или наименование производителя, ни из какой-либо иной нормы этого закона не следует, что в нем имеется в виду именно зарегистрированное наименование места про­исхождения товара, объект интеллектуальной собственности. К сожалению, данное понятие в самом Законе № 44-ФЗ отдельно не определяется. Однако из упоминаний о «проис­хождении товара» в отдельных нормах, прежде всего в ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, указывающей, что при осуществле­нии заказчиками закупок к товарам, происходящим из ино­странного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказыва­емым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского проис­хождения, работами, услугами, соответственно выполняе­мыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными догово­рами Российской Федерации, можно сделать вывод, что под «местом происхождения товара» в Законе № 44-ФЗ имеется в виду прежде всего страна, точнее, государство. Хотя, пола­гаем, запрет на указание наименования места происхождения товаров касается и современных или исторических, офици­альных или неофициальных, полных или сокращенных наи­менований городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта.

К сожалению, официальных разъяснений или правопри­менительной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Минэкономразвития России или ФАС России.

Аркадий Серков,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ 


Назад в раздел

КапиталМИЦТеплоцентрстройОЭК
АБЗКапстройситиЛокоБанкДоркомэкспо