НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Применим ли п. 2 ст. 425 ГК РФ к заключенному с единственным поставщиком договору по закону № 44-ФЗ на 100 тыс. руб., позволяющий с помощью дополнительного соглашения изменять отношения сторон, возникшие до заключения договора?

В соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Распространяется ли эта норма на заключение дополнительного соглашения к договору (контракту), заключенному с единственным поставщиком, в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на сумму до 100 тыс. руб.? Возможно ли заключить дополнительное соглашение в январе 2020 года, а применять его условия с октября 2019 года?

Согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

Поскольку дополнительное соглашение к договору вносит изменения в права и обязанности сторон по договору, оно также по своей правовой природе является договором.

В силу п. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.

Из приведенной нормы следует, что условиями соглашения об изменении договора может быть предусмотрен иной момент, когда обязательства сторон считаются измененными, в отличие от общего правила об их изменении с момента заключения такого соглашения.

Таким образом, гражданское законодательство не препятствует заключению дополнительного соглашения к договору, в котором будет указано на то, что его условия распространяются на ранее возникшие отношения сторон.

Возможность заключить соглашение с такими условиями находит отражение и в судебной практике.

Отметим, что в правоприменительной практике высказываются различные мнения по вопросу о том, применимо ли правило п. 2 ст. 425 ГК РФ к контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Во многих разъяснениях представителей уполномоченных органов власти содержится отрицательный ответ на этот вопрос. Так, в письме от 01.07.2019 № 24-03-07/48249 Минфин России указал, что к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, применение положений п. 2 ст. 425 ГК РФ не представляется возможным в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начинаются исключительно с момента заключения контракта. Заказчик не вправе заключать государственный или муниципальный контракт, который предусматривает поставку товара, выполнение работ, оказание услуг до момента заключения контракта.

Аналогичное мнение высказывается и среди судей.

Однако в судебной практике встречается и иная точка зрения по этому вопросу. Некоторые судьи полагают, что законодательство о контрактной системе не предусматривает запрета на применение положений п. 2 ст. 425 ГК РФ в рамках заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Такое же мнение высказывают отдельные представители контролирующих органов.

Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае речь идет о контракте, заключенном государственным казенным учреждением с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Учитывая, что сведения о такой закупке, об изменении и исполнении контракта не размещаются в единой информационной системе (в плане-графике сумма закупки отдельно не выделяется, а включается в общий годовой объем финансового обеспечения соответствующих закупок, в реестр контрактов сведения о контракте и об изменении его условий не вносятся), полагаем, что распространить действие дополнительного соглашения об изменении условий такого контракта на ранее возникшие отношения сторон принципиально возможно, разумеется, если заключение самого соглашения не вступает в противоречие с ограничениями на изменение условий контрактов, которые установлены законом (п. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Изложенное выше мнение о неправомерности применения п. 2 ст. 425 ГК РФ к отношениям по контрактам касается ситуаций, когда заказчик осуществляет закупку без заключения контракта и лишь впоследствии заключает контракт с условием о том, что он применяется к отношениям, возникшим ранее, однако изменение условий контракта может и не быть связано с подобными ситуациями. Тем не менее окончательный ответ на этот вопрос можно дать только с учетом характера вносимых в контракт изменений и иных обстоятельств, связанных с исполнением контракта. Так, представляется недопустимым изменять условия контракта, распространяя действие изменений на прошлый период, если это приводит к превышению суммовых ограничений, которые установлены п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, или если заказчик (казенное учреждение), заключив такое соглашение, выходит за пределы лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для оплаты по контракту (п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, распространение условий дополнительного соглашения к договору на ранее возникшие отношения сторон по договору, в принципе, правомерно, однако применительно к контрактам, которые заключаются в соответствии с Законом № 44-ФЗ, правомерность таких условий соглашения должна оцениваться с учетом конкретных обстоятельств.

Аркадий Серков, Павел Ерин,
эксперты Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МосводоканалМД-группКростОЭК
СтройИнвест-3