НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Допустимо ли увеличение цены действующего муниципального контракта в случаях, когда контракт заключен до введения соответствующего пункта, позволяющего это сделать, или не по закону № 44-ФЗ, а по его предшественнику — закону № 94-ФЗ, не предусматривавшему такой возможности?

1. Можно ли увеличить цену действующего муниципального контракта, заключенного в 2018 году, на 30% на основании подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), так как данный пункт был введен только в 2019 году (цена муниципального контракта — более 500 млн руб., срок — более года)?

2. Можно ли увеличить цену действующего муниципального контракта, заключенного в 2013 году на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), на 30% на основании подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, так как данный пункт был введен только в 2019 году (цена муниципального контракта — более 500 млн руб., срок — более года, в тексте контракта отсутствуют условия об изменении цены контракта: цена является твердой и не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных Законом № 94-ФЗ)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемом случае стороны вправе заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта независимо от того, что контракт заключен до 1 июля 2019 года, в том числе до вступления в силу Закона № 44-ФЗ. Однако однозначно оценить правомерность увеличения объема работ и цены контракта по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при описанных обстоятельствах мы не можем.

Обоснование позиции:

1. Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона № 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, в которых условия контракта можно изменить при его исполнении, содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В связи с внесением изменений в ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ с 1 июля 2019 года установленный указанной частью перечень случаев, в которых допускается изменение существенных условий контракта, дополнен новыми основаниями для изменения контрактов на выполнение строительных работ (подп. «а» п. 64 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ, далее — Закон № 71-ФЗ). В частности, на основании подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускается изменение видов и объемов работ в пределах 10% цены контракта, а п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ разрешает менять фактически любые условия контракта в случае невозможности выполнения работ в изначально установленный срок в отношении долгосрочных и финансово значимых контрактов.

В то же время согласно п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ возможность применения в том числе подп. «в» указанного пункта обусловлена включением указания на такую возможность в документацию о закупке и контракт (а в случае осуществления закупки у единственного контрагента — только в контракт). Между тем законы № 71-ФЗ и № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо специальных правил применения п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в зависимости от того, был ли контракт, который планируется изменить, заключен до или после 1 июля 2019 года.

Соответственно, формально на основании подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ могут изменяться только контракты, заключенные по итогам конкурентных процедур определения подрядчика, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС после 1 июля 2019 года и документация о которых, равно как и включаемый в нее проект контракта, содержит условие о возможности изменения контракта именно на основании этого пункта, либо контракты с единственным подрядчиком, заключенные после 1 июля 2019 года и содержащие такое условие. Очевидно, что контракт, заключенный в 2018 году, до вступления в силу новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, не может предусматривать возможность изменения его условий по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. При таких обстоятельствах в рассматриваемой ситуации условие контракта об объеме и видах работ изменено быть не может.

В то же время ни Законом № 44-ФЗ, ни Законом № 71-ФЗ не ограничена возможность применения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в отношении контрактов, заключенных до момента вступления его в силу, равно как не обусловлена возможность применения данного пункта наличием в документации о закупке и (или) контракте условия о возможности подобных изменений. На основании этого пункта изменение цены контракта возможно при одновременном соблюдении соответствующих условий: — срок контракта — не менее одного года; — цена контракта должна составлять или превышать предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ. Отметим, что согласно п. 1.1

Постановления Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186 предельный размер цены заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является

выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, при которой могут быть изменены его существенные условия, составляет 100 млн руб.;

необходимость изменений должна быть обусловлена возникновением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимостью внесения изменений в проектную документацию;

— обязательное наличие письменного обоснования такого изменения в отношении муниципальных контрактов при осуществлении закупки для муниципальных нужд на основании решения местной администрации;

— изменение условий контракта не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30% (в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений).

В рассматриваемом случае речь идет о заключенном в 2018 году действующем контракте на выполнение строительных работ стоимостью более 500 млн руб., поэтому заказчик может изменить контракт, в том числе увеличить его цену, на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при наличии соответствующих обоснования и решения местной администрации. Оформляется такое изменение путем подписания дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ), а информация об изменении контракта направляется заказчиками в течение пяти рабочих дней с даты изменения для включения в реестр контрактов (п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

2. В силу п. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, а также ст. 4, ст. 422 ГК РФ, на нормах которого в том числе основан Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого закона), государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, сохраняют свою силу. Этот закон применяется к отношениям, возникшим до дня его вступления в силу, в части прав и обязанностей, возникших после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено самой ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Из приведенных норм следует, что изменение после 1 января 2014 года контракта, заключенного в период действия Закона № 94-ФЗ, должно производиться по правилам Закона № 44-ФЗ, поскольку права и обязанности сторон, связанные с таким изменением, возникают с момента выдвижения одной из них соответствующего предложения (смотрите, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 29.07.2016 № Ф08-5097/16, Восемнадцатого ААС от 13.05.2016 № 18АП-4169/16, Шестнадцатого ААС от 27.05.2014 № 16АП-1365/14).

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о принципиальной возможности применения к отношениям по контракту, заключенному в соответствии с Законом № 94-ФЗ, положений п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при изменении его условий, при наличии предусмотренных указанным пунктом оснований. Между тем возможность изменения контракта на основании подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ является не бесспорной по изложенным выше причинам.

Правоприменительной практики, в которой рассматривалась бы ситуация, аналогичная приведенной в вопросе, мы не обнаружили.

Валерий Тимошенко,
эксперт Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ОЭКСаториТеплоцентрстройМоскапстрой
ФУД