НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Может ли автономное учреждение осуществлять закупки только по закону № ФЗ-44?

Муниципальное автономное образовательное учреждение в установленные сроки разместило Положение об осуществлении закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ, но до настоящего времени осуществляет закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Может ли автономное учреждение это делать?
Каким образом на законных основаниях автономному учреждению осуществлять закупки только по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» автономное учрежде­ние, утвердившее положение о закупке, должно руководство­ваться им при осуществлении закупок. Применять напрямую Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупок автономное учреждение может лишь в случае, пред­усмотренном ч. 4 ст. 15 указанного Закона.

Осуществление автономным учреждением закупок в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, в ситуации, когда такие закупки должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупке, может явиться основанием для административной ответственности автономного учреждения и его должностных лиц по ст. 7.32.3 КоАП РФ, а также участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке либо в антимонопольный орган действия (бездействие) учреждения как заказчика при закупке товаров, работ, услуг (ч. 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Вместе с тем Закон № 223-ФЗ не дает закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), среди которых упоминается и закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (п. 2 ч. 19 ст. 4 этого Закона). Именно положение о закупке регламентирует закупочную деятель­ность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключе­ния и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, см. также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 № Д28-317). Право заказчика закрепить в положении тот или иной способ закупки и условия применения этого способа не поставлены Законом о закупках в зависимость от каких-либо иных обстоятельств.

Соответственно, автономное учреждение вправе указать в своем положении о закупках, что оно руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Исходя из ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, соответствующие изменения в положение о закупке могут быть внесены в любой момент при условии размещения их в Единой информационной системе (до ее ввода в эксплуатацию — на официальном сайте, ч. 10 ст. 8 Закона № 223-ФЗ) в течение 15 дней со дня утверждения.

При этом следует учитывать, что и в таком случае авто­номное учреждение считается осуществляющим закупки по Закону № 223-ФЗ, поэтому его требования, в том числе тре­бования об информационном обеспечении закупки, будут распространяться на автономное учреждение, в частности, размещение плана закупки, информации о закупке должно производиться автономным учреждением по правилам ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Ольга Ефимова,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

КапиталМоскапстройМД-группГеопроектизыскания
ЦентрШвабеКоминвест-АКМТ