НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Заказ аудита унитарным предприятием

Муниципальное унитарное предприятие получило приказ коми­тета по управлению муниципальным имуществом администрации города, осуществляющего функции и полномочия собствен­ника имущества, в котором говорится о необходимости раз­мещения предприятием заказа на оказание услуг по проведению аудита в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Однако, соглас­но письму Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 № Д06-1874, государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются государственными и муниципальными заказчиками, проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий не вызвано государственными и муниципальными нуждами. По мнению предприятия, оно не имеет права размещать заказ на оказание услуг по проведению аудита в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.
Согласно п. 7 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика.
Каков порядок размещения унитарным предприятием заказа на оказание услуг по проведению аудита?

Действительно, в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» этот закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказ­чиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», и государственные унитарные предприятия не относятся к числу заказчиков, руководствующихся по общему правилу Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 5 — 7 ст. 3 этого Закона), и подпадают под его действие только в случаях, установленных ч. 4, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, к кото­рым выбор аудитора, аудиторской организации не относится.

Однако, согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансо­вой) отчетности указанных в этой норме лиц, в том числе государственных унитарных предприятий, заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основой этого законодательства является именно Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), который и устанавливает порядок проведения открытого конкурса (ст. 48 — 54 указанного Закона).

Безусловно, это не делает государственное унитарное пред­приятие заказчиком, руководствующимся Законом № 44-ФЗ. Это означает, что государственное унитарное предприятие в рассматриваемой ситуации применяет нормы Закона № 44-ФЗ не полностью, а лишь в части, устанавливающей порядок проведения открытого конкурса. Именно такие разъ­яснения давались п. 3 письма Минэкономразвития России от 04.04.2011 № Д06-1874 в период действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», когда ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ содержала указание именно на этот закон. Полагаем, что эти разъяснения остаются актуальными, поскольку Закон № 94-ФЗ был обязателен для практически того же круга заказчиков, а существо ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ от замены ссылки на другой закон не изменилось.

Аркадий Серков,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МИЦОЭКГеопроектизысканияМосгаз
ВКАктивКапиталМОСПРОМСТРОЙ