НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Порядок закупки оборудования автономным образовательным учреждением

В целях реализации государственного задания по долгосрочной целевой программе «Комплексная модернизация системы профессионального образования на 2011 — 2015 годы» автономным образовательным учреждением закупается оборудование для научно-исследовательской лаборатории, а в рамках государственной программы «Развитие образования в Пензенской области на 2014 — 2020 годы» приобретается токарно-револьверный центр.
Каким законом должно руководствоваться учреждение при осуществлении закупок (Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ)?
Каков порядок действий при размещении заявок на электронной площадке по данным программам — их размещает уполномоченный орган или автономное учреждение?

Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу 1 января 2014 года. Каких-либо официальных разъяснений или правоприменительной практики по заданному вопросу, насколько нам известно, на сегодняшний день не имеется. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.

По общему правилу автономные учреждения при осущест­влении закупок обязаны в силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» руководствоваться именно этим законом. Исключения установлены Законом № 44-ФЗ.

Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся, в частности, заключения гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением. Иные юридические лица заключают контракты в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ только в случаях, перечисленных в ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

В частности, в силу ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ на автономные учреждения при осуществлении ими закупок за счет бюджетных средств, предоставленных таким учреждениям в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, распространяются положения этого закона, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заключению контрактов. Также в отношении таких закупок применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок.

Из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ следует, что договоры (контракты) заключаются в соответствии или с одним из них, или с другим.

Действующее бюджетное законодательство предусматривает только один способ предоставления автономным учреждениям и унитарным предприятиям средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. С этой целью им могут предоставляться субсидии, предусмотренные ст. 78.2 БК РФ (эта статья действует с 1 января 2014 года).

Из ст. 78.2 БК РФ прямо следует, что в соответствии с данной нормой предоставляются субсидии исключительно на:

— вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;

— приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

За счет этих субсидий не могут приобретаться (создаваться) объекты, не относящиеся к объектам недвижимости (капи­тального строительства).

Напомним, что помимо дополнения БК РФ ст. 78.2 в действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации был включен вид расходов 460 «Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям». Соответственно, с 1 января 2014 года средства на создание, приобретение объектов недвижимости не должны перечисляться автономным учреждениям в качестве субсидий на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (см. также разд. 7 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013, письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-03-11/3784).

Учитывая, что в ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ речь идет о средствах капитальных вложений, предоставленных автономным учреждениям из бюджета в соответствии с БК РФ, следовательно, этот термин должен применяться согласно терминологии, используемой БК РФ. Определения понятия «капитальных вложений» иных нормативных правовых актов, в том числе Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», применительно к ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ использоваться не должны. Также для целей применения Закона № 44-ФЗ важно не в рамках какой программы предоставляются средства, а за счет какой субсидии осуществляется оплата.

Поэтому, по нашему мнению, положения ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ должны применяться при предоставлении автономным учреждениям бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ. Соответственно, требования Закона № 44-ФЗ не распространяются ни на закупку оборудования для научно-исследовательской лаборатории, ни на закупку токарно-револьверного центра. В рассматриваемом случае необходимо руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

Анна Кузьмина,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

КапиталГлавУПДКМОЭСКМосинжпроект
ВКАктивКапиталЛокоБанк