НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

В случае применения сопоставимых рыночных цен какая цена подлежит согласованию учредителем бюджетного учреждения, которому необходимо согласование (одобрение) крупной сделки: самая низкая или средняя (средняя арифметическая) из аукционной документации, сложившаяся по правилам обоснования рыночных цен?

Заказчику — бюджетному учреждению необходимо осуществить закупку путем электронного аукциона только после согласования (одобрения) крупной сделки.

Какую начальную максимальную цену контракта должен согласовывать учредитель бюджетного учреждения, если применяется метод сопоставимых рыночных цен: самую низкую или среднюю (среднее арифметическое) из аукционной документации, сложившуюся по правилам обоснования рыночных цен в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ и приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной максимальной цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»?

Осуществление закупки путем проведения электронного аукциона в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ предполагает необходимость предварительного определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК, смотрите, в частности, ч. 1 ст. 22, п. 1 ч. 3 ст. 18, п. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ и др.).

Согласно п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Положениями Закона № 7-ФЗ не определены ни порядок предварительного согласования совершения бюджетным учреждением крупных сделок, ни критерии, которыми должен руководствоваться уполномоченный орган при определении предельной цены, по которой учреждением может быть совершена крупная сделка.

В частности, указанный закон не устанавливает, что такая цена должна определяться с учетом положений ст. 22 Закона № 44-ФЗ либо исходя из данных, с учетом которых в соответствии с этой статьей заказчиком (учреждением) определена НМЦК. Иными словами, НМЦК определяется исключительно в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ и принятыми во исполнение этого закона нормативными актами. Учредитель же бюджетного учреждения, давая согласие на совершение крупной сделки, согласовывает не НМЦК, а предельно допустимую цену сделки.

Таким образом, в приведенной ситуации заказчик обязан в порядке, предусмотренном ст. 22 Закона № 44-ФЗ, обосновать НМЦК, при этом, как видно из Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013, в целях обоснования цены заказчиком учитываются не указания органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя заказчика, а иные критерии (в частности, информация о рыночных ценах предмета планируемой закупки). В свою очередь, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя заказчика, решая вопрос о согласовании сделки, при определении предельной цены сделки формально не связан результатами определения заказчиком НМЦК. Отсюда следует, что принципиально не исключена ситуация, когда определенная заказчиком НМЦК будет превышать предельную цену, указанную в согласии на совершение крупной сделки. Очевидно, что в подобной ситуации заключение контракта может привести к неблагоприятным последствиям. В связи с этим в целом ряде правовых актов, регламентирующих деятельность определенных категорий заказчиков, предусмотрено, что в подобных ситуациях в качестве предельной цены крупной сделки учредителем должна согласовываться именно НМЦК, определенная в порядке, установленном ст. 22 Закона № 44-ФЗ и указанная в плане-графике. Иное приведет к невозможности реализации отдельных положений Закона № 44-ФЗ, допускающих возможность заключения контракта по цене, равной НМЦК, например, если ни один из участников не предложит сниженную цену в ходе проведения аукциона (ч. 20 ст. 68, ч. 3 ст. 71, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если же в приведенной ситуации соответствующий акт органа местного самоуправления, устанавливающий порядок предварительного согласования совершения бюджетным учреждением крупных сделок, не принят, то орган, осуществляющий полномочия учредителя заказчика, формально вправе при согласовании крупной сделки определить цену такой сделки по своему усмотрению. Если определенная заказчиком в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК превышает такую цену, то решение об осуществлении закупки следует принимать с учетом того, что крупная сделка, совершенная учреждением на не согласованных учредителем условиях, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

При этом руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения такой крупной сделки, независимо от ее признания недействительной (п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Алексей Александров, Надежда Верхова,
эксперты Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МОЭКМосводоканалГераМосинжпроект
ФУДСоюз