НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Можно ли коронавирусную инфекцию считать обстоятельством непреодолимой силы и основанием для расторжения контракта?

Бюджетным учреждением по результатам электронного аукциона, проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ, заключен государственный контракт на поставку перчаток медицинских. Срок действия контракта — до 31.12.2020. На сегодняшний день поставщик свои обязанности не исполняет, ссылаясь на то, что на территории РФ начала распространяться коронавирусная инфекция. Поставщик рассматривает пандемию коронавируса как обстоятельство непреодолимой силы и обратился к заказчику с просьбой о расторжении контракта. Является ли распространение коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы? Как поступить заказчику по вопросу расторжения контракта?

По общему правилу, предусмотренному ст. ст. 309, 310 ГК РФ, на нормах которого основывается Закон № 44-ФЗ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Действие непреодолимой силы должно быть связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения. Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике.

Следовательно, пандемия коронавирусной инфекции принципиально может рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы. Однако возможность такой квалификации определяется конкретными обстоятельствами, такими как, например, сфера деятельности должника, условия осуществления этой деятельности (в том числе регион, в котором осуществляется деятельность), срок исполнения обязательства, характер неисполненного обязательства, разумность и добросовестность действий должника и т.п. Обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами власти меры по ограничению ее распространения могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие указанным критериям и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

Таким образом, обстоятельства непреодолимой силы, в том числе распространение коронавирусной инфекции, — это обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Обстоятельства непреодолимой силы не указаны в Законе № 44-ФЗ или ГК РФ в качестве основания для одностороннего изменения условий контракта либо для отказа поставщика от исполнения контракта. Такие обстоятельства не прекращают обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

Особенности расторжения контракта установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с ч. 8 указанной статьи расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Следовательно, в приведенной ситуации стороны вправе заключить дополнительное соглашение и расторгнуть контракт без обоснования причин.

В то же время в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик может отказаться от исполнения контракта, если соответствующее основание для отказа предусмотрено гражданским законодательством в отношении конкретного вида договора и если возможность отказа предусмотрена самим контрактом. Так, в п. п. 1 и 2 ст. 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ). В п. п. 2 и 3 ст. 523 ГК РФ приведен перечень случаев, когда нарушение договора поставки предполагается существенным. В частности, к указанным случаям относятся случаи неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Как видим, нарушение поставщиком сроков поставки товаров дает заказчику право на отказ от исполнения контракта, предметом которого является поставка, если право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта предусмотрено его условиями. Такое право может быть реализовано заказчиком в порядке, предусмотренном ч. ч. 9—16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В силу ч. ч. 6, 7, 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан направить требование об уплате неустойки. В то же время при возникновении спора по вопросу об освобождении поставщика от ответственности за непоставку товара окончательное решение в части признания распространения коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы может принять только суд с учетом конкретных обстоятельств.

Алексей Александров, Валерий Тимошенко,
эксперты Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МоскапстройЭнергокомплексИНАГера
ВКСоюзКапстройсити