НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Какие документы и с какой периодичностью должен отправлять заказчик для размещения в реестре контрактов в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 103 закона № 44-ФЗ?

Обязан ли заказчик с 1 июля 2019 года прикреплять каждый акт (товарную накладную и прочее), в том числе по контрактам с ежемесячной оплатой (по техобслуживанию систем вентиляции, например), и отправлять в ЕИС вместе с заключением эксперта в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ?

Необходимо ли направление для включения в реестр контрактов периодически (ежемесячно) составляемых актов и документов о приемке оказанных услуг?

1. Согласно ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация об оплате контракта (отдельного этапа исполнения контракта) (п. 10 ч. 2 этой статьи), направляется заказчиком для включения в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта).

Как видно из ч. 1 ст. 94, п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и пп. «к» п. 2 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, под «исполнением контракта» понимается исполнение его сторонами всех предусмотренных им обязательств, включая в том числе как приемку отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, так и их оплату. Поэтому датой исполнения контракта, от которой следует исчислять срок, предусмотренный ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, будет считаться именно дата полной оплаты контракта. Если же оплата осуществляется до приемки предусмотренного контрактом исполнения (поставки товара, выполнения работ, оказания услуг), то датой исполнения контракта будет являться дата соответствующей приемки.

Изложенное в полной мере относится и к этапам контракта. При этом необходимость направлять для включения в реестр контрактов информацию об исполнении этапов контракта, на наш взгляд, возникает только в том случае, если этапы исполнения прямо предусмотрены контрактом.

Само по себе то обстоятельство, что приемка и оплата оказываемых заказчику услуг осуществляется ежемесячно, не свидетельствует о том, что контрактом предусмотрены этапы исполнения (в том смысле, в котором этапы упоминаются в нормах Закона № 44-ФЗ).

2. Правоприменительная практика и разъяснения по вопросам применения п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действующей с 1 июля 2019 года) на сегодняшний день отсутствуют. В связи с этим отметим, что схожая по формулировкам с положениями ст. 103 Закона № 44-ФЗ прежняя редакция ст. 94 Закона № 44-ФЗ, предусматривавшая обязанность заказчиков размещать отчеты об исполнении этапов контракта, воспринималась контролирующими органами как предполагающая необходимость размещения таких отчетов в случае, если в соответствии с условиями контракта осуществляется оказание услуг длящегося характера (например, коммунальные услуги, услуги связи, электроснабжения) и при этом условиями контракта этапы его исполнения не предусмотрены, но приемка и оплата оказанных услуг производится, например, ежемесячно (смотрите, к примеру, письма Минфина России от 05.03.2018 № 24-03-07/14504, от 01.11.2017 № 24-03-07/72081, письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 № Д28и-1757 (по вопросу 3.1), от 20.05.2015 № Д28и-1442, от 17.03.2015 № Д28и-563, от 19.02.2015 № Д28и-415). Такая позиция находила поддержку и у некоторых судей (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016 № 02АП10158/16, постановление Верховного Суда Республики Коми от 20.04.2017 по делу № 4А-65/2017).

Учитывая схожесть формулировок п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и ч. 9 ст. 94 указанного закона в редакции, действовавшей до 1 июля 2018 года, мы не можем исключить, что в правоприменительной практике по вопросам применения первой из указанных норм будет сформирована позиция, аналогичная вышеописанной. В связи с этим до формирования в практике единообразного подхода по этому вопросу, на наш взгляд, во избежание неблагоприятных последствий при описанных в вопросе обстоятельствах заказчику целесообразно направлять информацию об исполнении сторонами контракта взаимных обязательств за каждый месяц, как если бы контрактом были предусмотрены соответствующие этапы исполнения.

Еще раз напомним, что, если оплата исполненного за очередной месяц осуществляется после подписания указанного в вопросе акта и формирования документа о приемке, информация об исполнении каждого «этапа» контракта должна направляться для включения в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты платежа.

3. Согласно п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, в реестр контрактов подлежит включению документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Формулировка приведенной нормы не позволяет однозначно ответить на вопрос, следует ли под документом о приемке понимать документ, подтверждающий приемку заказчиком всего предусмотренного контрактом объема исполнения, либо такими документами должны считаться и упомянутые в вопросе «промежуточные» документы, подтверждающие приемку исполненного за определенный период времени («этап исполнения контракта»). На наш взгляд, целесообразным представляется использование именно второго варианта: контролирующие органы придерживаются подхода, согласно которому направлять для включения в реестр документ о приемке необходимо в течение пяти рабочих дней после каждой приемки (смотрите письмо Минфина России от 28 марта 2019 г. № 24-03-07/21525, письмо Министерства экономического развития РФ от 23 января 2017 г. № Д28и339), хотя в судебной практике можно обнаружить и иной подход (смотрите решение Волгоградского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 07-403/2016).

Алексей Александров,
эксперт Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

КапиталМосгазМосводоканалГлавУПДК
МОСПРОМСТРОЙЦентрЛокоБанк