Какое ценовое предложение, поданное после завершения электронного аукциона на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», признается соответствующим требованиям закона?
Согласно ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в установленном в данной статье порядке.
В соответствии с ч. 11 ст. 68 Закона № 44-ФЗ при проведении аукциона время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта составляет 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи таких предложений, а также 10 минут после поступления в течение указанного срока последнего предложения о цене контракта. Аукцион автоматически завершается, если в течение 10 минут от начала проведения аукциона или в течение 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения о более низкой цене контракта.
Часть 12 ст. 68 Закона № 44-ФЗ позволяет любому участнику аукциона в течение 10 минут после его завершения подать предложение о цене контракта, которое не ниже, чем последнее предложение о минимальной цене контракта, независимо от шага аукциона. При этом должны соблюдаться требования, предусмотренные п. 1 и 3 ч. 9 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, то есть ценовое предложение участника, поданное после завершения аукциона, не должно быть равно ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большим, чем оно, а также не должно быть равно нулю. Кроме того, такое ценовое предложение участника не должно быть ниже текущего минимального предложения о цене контракта, поданного тем же участником.
Сказанное означает, что в течение 10 минут после завершения аукциона его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое будет равным или большим, чем последнее предложение о минимальной цене контракта, поданное до завершения аукциона (за исключением случая, когда последнее ценовое предложение было подано самим участником). Если участник аукциона в течение этого времени подаст предложение о цене, которое будет меньше последнего минимального ценового предложения по контракту, его предложение отклоняется оператором электронной площадки (ч. 14 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, решение ФАС России от 18.08.2014 № К-1210/14).
Согласно ч. 10 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, победителем аукциона признается его участник, предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка которого на участие в аукционе соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе. При этом, как определено ч. 16 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, в случае если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше. Отсюда следует, что участник аукциона, подавший ценовое предложение в течение 10 минут после завершения аукциона, как правило, не может быть признан победителем аукциона, поскольку даже если его ценовое предложение будет равно последнему минимальному ценовому предложению, оно, как представляется очевидным, поступит позже такого последнего предложения. Исключение составляет случай, когда победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ). В таком случае участник, подавший ценовое предложение в течение дополнительных 10 минут, может быть признан победителем аукциона, если он предложил такую же цену контракта, что и победитель аукциона, уклонившийся от заключения контракта, или если его ценовое предложение содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона (ч. 14 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).
Павел Ерин и Алексей Александров,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ.