НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Можно ли бюджетному учреждению при закупках для собственных нужд привлекать физическое лицо за вознаграждение?

Может ли бюджетное учреждение заключить договор возмезд­ного оказания услуг с физическом лицом (при наличии специаль­ного образования в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») для осуществления последним закупок для нужд данного учреждения?

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для определения поставщиков (под­рядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, испол­нителя), заказчик создает комиссию по осуществлению заку­пок.

Кроме того, в силу ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ заказчи­ки в зависимости от совокупного годового объема закупок создают контрактную службу либо назначают контрактного управляющего, к полномочиям которых относятся, в част­ности, подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, докумен­тации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении

поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — контр­агент) закрытыми способами, обеспечение осуществления закупок, в том числе заключения контрактов (п. 3, 4 ч. 4ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Заказчиком признается и бюджетное учреждение, осу­ществляющее закупки в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого закона).

Таким образом, для обеспечения осуществления закупок и исполнения иных функций и полномочий, предусмотрен­ных ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, бюджетное учреждение, закупающее товары, работы и услуги по правилам, уста­новленным этим федеральным законом, обязано назначить контрактного управляющего (а в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн руб., создать контрактную службу), а непосредственно для опре­деления контрагента в рамках конкретной закупки — сфор­мировать комиссию по осуществлению закупок.

При этом согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, контракт­ным управляющим является должностное лицо, ответствен­ное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Частью 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что кон­трактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основа­нии типового положения (регламента), утвержденного феде­ральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Как определено п. 6 Типового положения (регламен­та) о контрактной службе, утвержденного приказом Мин-

экономразвития России от 29.10.2013 № 631, контрактная служба создается одним из следующих способов:

— создание отдельного структурного подразделения;

— утверждение заказчиком постоянного состава работни­ков заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Отсюда следует, что контрактный управляющий может быть назначен (либо контрактная служба сформирована) только из числа работников заказчика, то есть лиц, осу­ществляющих возложенные на них полномочия на осно­вании трудового (а не гражданско-правового) договора. На это обстоятельство указывает в своих разъяснени­ях и Минэкономразвития России (см., например, письмо от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834, п. 2 письма от 30.09.2014 № Д28И-1889).

Комиссия по осуществлению закупок является коллеги­альным органом; ее численность зависит от способа опре­деления контрагента, но не может составлять менее трех человек (ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Возможность назна­чить ответственным за определение контрагентов в рамках отдельных закупок единственное физическое лицо вместо создания комиссии Закон № 44-ФЗ не предусматривает. Требования о создании комиссии по осуществлению заку­пок исключительно из числа работников заказчика ни ст. 39 Закона № 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не устанав­ливают. Поэтому мы полагаем, что членом такой комиссии может быть любое физическое лицо (с учетом ограничений, установленных ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ), в том числе привлеченное заказчиком на основании договора возмезд­ного оказания услуг (разумеется, с соблюдением порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ). В заключение отме­тим, что официальные разъяснения по этому вопросу на сегодняшний день отсутствуют, за ними вы можете обра­титься в Министерство экономического развития РФ или Федеральную антимонопольную службу РФ.

Павел Ерин, Алексей Александров,
эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ТеплоцентрстройМосинжпроектГераИНА
ШколаАктивКапиталСоюз