НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Является ли выявленный перерасход энергии по договору предыдущего года основанием для расторжения заключенного договора на следующий год?

Бюджетное учреждение заключило контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ на предостав­ление услуг по теплоснабжению (на данный момент сумма оплаты превышает изначальную сумму контракта на 10%). Контракты заключаются заказчиком (бюджетным учреждением) ежегодно со сроком действия до 31 декабря. В 2015 году заказчиком заключен новый контракт. Перерасход тепловой энергии образовался по контракту, заключенному в 2014 году.

Что нужно делать в данном случае — расторгнуть кон­тракт и заключить новый?

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муници­пальных нужд», при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установлен­ных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максималь­ное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исклю­чением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 ФЗ-44.

В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ряд положе­ний этой статьи не распространяется на контракты, заклю­чаемые по основаниям, предусмотренным п. 1 и 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако это не относится к упомянутому выше требованию об указании в контракте твердой цены, которая может быть изменена лишь в случаях, прямо пред­усмотренных Законом № 44-ФЗ.

Согласно ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик при соблюдении определенных условий вправе по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, увеличить количество поставляемого товара в том случае, если это право предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.

А согласно подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, изме­нение существенных условий контракта при его исполнении допускается, в частности, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или ока­зываемой услуги не более чем на 10%. При этом по согла­шению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества това­ра, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно постав­ляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления перво­начальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Вышеприведенные нормы устанавливают условия измене­ния любых контрактов вне зависимости от видов поставля­емых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Таким образом, по общему правилу условия о коли­честве товара (объеме работ или услуг) и цене являют­ся существенными условиями контракта и не могут изме­няться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложе­нию заказчика) с пропорциональным изменением цены допускается только в пределах 10% от цены контракта и в иных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, которые к описанной в вопросе ситуации непри­менимы.

Возможности изменения указанных условий только лишь по причине досрочной выборки заказчиком всего объема предусмотренных контрактом услуг по теплоснабжению положения Закона № 44-ФЗ не предусматривают. В связи с этим в подобных случаях дополнительный объем товара (работ, услуг) может быть приобретен лишь путем осущест­вления новой закупки, что связано с необходимостью заклю­чения нового контракта (который в приведенной ситуации, повторим, мог бы быть заключен в любой форме, предусмо­тренной ГК РФ, в том числе путем подписания дополнитель­ного соглашения к ранее заключенному контракту или путем оплаты заказчиком энергии, поставляемой ему теплоснабжа­ющей организацией).

Однако до осуществления такой закупки заказчик был обязан внести соответствующие изменения в план-график размещения заказов на 2014 год, руководствуясь Порядком, утвержденным приказом Министерства эконо­мического развития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н, а также Особенностями, утвержден­ными приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н, и разместить в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, на официальном сайте извещение об осуществле­нии закупки.

В рассматриваемой ситуации контракт прекращен в связи с истечением срока действия, на 2015 год заказчи­ком заключен новый контракт. Прекращенный контракт не может быть расторгнут, а возможности оформить отно­шения, связанные с осуществлявшейся на основании этого контракта поставкой энергоносителя, путем заключения нового контракта «задним числом» Закон № 44-ФЗ не предусматривает. Порядок действий заказчика в подоб­ных ситуациях законодательством не урегулирован, одна­ко само по себе приобретение дополнительного объема тепловой энергии сверх предусмотренной контрактом цены без осуществления новой закупки, как видно из выше­изложенного, формально нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем сказанное не означает, что полученный заказчиком дополнительный объем тепловой энергии не должен быть оплачен. Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонен­том количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Поэтому в приведенной ситуации фактически потребленный заказчи­ком объем тепловой энергии в любом случае должен быть оплачен.

Объем такого исполнения (с учетом допущенного превы­шения), как нам представляется, подлежит отражению в раз­деле III отчета об исполнении контракта (п. 26 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093) с указанием в графе 6 этого раздела при­чин отклонения фактически оказанных и оплаченных услуг от показателей, предусмотренных контрактом.

Надежда Верхова, Алексей Александров,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГераМоскапстройИНАГлавУПДК
ПНСДоркомэкспоКапстройсити