Бюджетное учреждение заключило контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ на предоставление услуг по теплоснабжению (на данный момент сумма оплаты превышает изначальную сумму контракта на 10%). Контракты заключаются заказчиком (бюджетным учреждением) ежегодно со сроком действия до 31 декабря. В 2015 году заказчиком заключен новый контракт. Перерасход тепловой энергии образовался по контракту, заключенному в 2014 году.
Что нужно делать в данном случае — расторгнуть контракт и заключить новый?
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 ФЗ-44.
В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ряд положений этой статьи не распространяется на контракты, заключаемые по основаниям, предусмотренным п. 1 и 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако это не относится к упомянутому выше требованию об указании в контракте твердой цены, которая может быть изменена лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Согласно ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик при соблюдении определенных условий вправе по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, увеличить количество поставляемого товара в том случае, если это право предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
А согласно подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, в частности, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Вышеприведенные нормы устанавливают условия изменения любых контрактов вне зависимости от видов поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.
Таким образом, по общему правилу условия о количестве товара (объеме работ или услуг) и цене являются существенными условиями контракта и не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) с пропорциональным изменением цены допускается только в пределах 10% от цены контракта и в иных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, которые к описанной в вопросе ситуации неприменимы.
Возможности изменения указанных условий только лишь по причине досрочной выборки заказчиком всего объема предусмотренных контрактом услуг по теплоснабжению положения Закона № 44-ФЗ не предусматривают. В связи с этим в подобных случаях дополнительный объем товара (работ, услуг) может быть приобретен лишь путем осуществления новой закупки, что связано с необходимостью заключения нового контракта (который в приведенной ситуации, повторим, мог бы быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ, в том числе путем подписания дополнительного соглашения к ранее заключенному контракту или путем оплаты заказчиком энергии, поставляемой ему теплоснабжающей организацией).
Однако до осуществления такой закупки заказчик был обязан внести соответствующие изменения в план-график размещения заказов на 2014 год, руководствуясь Порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н, а также Особенностями, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н, и разместить в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, на официальном сайте извещение об осуществлении закупки.
В рассматриваемой ситуации контракт прекращен в связи с истечением срока действия, на 2015 год заказчиком заключен новый контракт. Прекращенный контракт не может быть расторгнут, а возможности оформить отношения, связанные с осуществлявшейся на основании этого контракта поставкой энергоносителя, путем заключения нового контракта «задним числом» Закон № 44-ФЗ не предусматривает. Порядок действий заказчика в подобных ситуациях законодательством не урегулирован, однако само по себе приобретение дополнительного объема тепловой энергии сверх предусмотренной контрактом цены без осуществления новой закупки, как видно из вышеизложенного, формально нарушает положения Закона № 44-ФЗ.
Вместе с тем сказанное не означает, что полученный заказчиком дополнительный объем тепловой энергии не должен быть оплачен. Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Поэтому в приведенной ситуации фактически потребленный заказчиком объем тепловой энергии в любом случае должен быть оплачен.
Объем такого исполнения (с учетом допущенного превышения), как нам представляется, подлежит отражению в разделе III отчета об исполнении контракта (п. 26 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093) с указанием в графе 6 этого раздела причин отклонения фактически оказанных и оплаченных услуг от показателей, предусмотренных контрактом.