НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Когда объем имеет значение. Особенности исполнения обязательств по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства

Обязательны ли для предприятия с суммарным объемом выручки за предшествующий календарный год до 1 млрд руб. закупки по Закону № 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства?

Предприятие, осуществляющее закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», имеет суммарный объем выручки за предшествующий календарный год до 1 млрд руб.

Верно ли, что согласно постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малго и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства не обязательны для данного предприятия?

На этот вопрос отвечают эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова, Алексей Александров.

Как следует из п. 2 упомянутого вами Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, о годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», его действие распространяется на юридические лица, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, суммарный объем выручки которых от продажи товаров, продукции, выполнения (оказания) работ (услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности превышает 1 млрд руб.

При этом указанное постановление Правительства РФ применяется с 1 июля 2015 года в отношении отдельных видов юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., а в отношении остальных отдельных видов юридических лиц — с 1 января 2016 года (п. 2 постановления).

Таким образом, с 1 июля 2015 года осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями положения обязаны заказчики, годовой объем выручки которых за предшествующий календарный год составляет более 10 млрд руб., а с 1 января 2016 года — заказчики, годовой объем выручки которых за предшествующий календарный год превышает 1 млрд руб. Заказчики, годовой объем выручки которых за предшествующий календарный год менее 1 млрд руб., применять положение не должны.

На основе чего рассчитывается совокупный годовой объем закупок заказчика для целей заполнения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций: запланированных обязательствами или их фактическим исполнением в текущем финансовом году?

Частью 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрена обязанность заказчика составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и разместить его в Единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.

Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238. В качестве исходных данных для составления отчета указываются совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, и общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году. Под совокупным годовым объемом закупок в п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ понимается плановый показатель, которого заказчик должен достичь для оплаты контрактов в текущем году. Однако фактически принятые обязательства по оплате контрактов по итогам финансового года могут не совпадать с кассовым исполнением (оплатой, проведенной через банк).

Из какой суммы необходимо рассчитывать совокупный годовой объем закупок заказчика для целей заполнения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций: исходя из суммы общего объема принятых заказчиком обязательств по контрактам в текущем финансовом году или исходя из фактически перечисленной контрагентам суммы по таким обязательствам в этом периоде?

На этот вопрос отвечают эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Чашина, Алексей Александров.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: совокупный годовой объем закупок определяется размером доведенного до заказчика объема финансового обеспечения для оплаты по контрактам в соответствующем финансовом году. Факт неполного использования такого обеспечения на размер СГОЗ не влияет.

Обоснование вывода

Согласно подп. «а» п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238, в п. 1 разд. II отчета указывается совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, за вычетом объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну.

В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона№44-ФЗ под совокупным годовым объемом закупок (СГОЗ) понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (см. к сведению формулу расчета совокупного годового объема закупок в разд. «Как правильно рассчитать СГОЗ» Информации Минэкономразвития России от 04.07.2014).

Очевидно, что при определенных обстоятельствах (например, в случае просрочки исполнения контрагентом предусмотренного контрактом обязательства) фактический размер оплаченных заказчиком в истекшем финансовом году средств по контрактам может оказаться меньше объема СГОЗ, определенного в указанном выше порядке. Однако ни п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, ни иные положения этого закона не предполагают возможности корректировки СГОЗ по итогам финансового года исходя из фактически израсходованных заказчиком в соответствующем году средств на оплату контрактов. На это указало и Министерство экономического развития РФ, разъяснив в п. 1 письма от 31.12.2014 № Д28и-2898, что рассчитывать СГОЗ исходя из фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно.

Таким образом, для целей применения ст. 30 Закона № 44-ФЗ и подготовки указанного в ч. 4 этой статьи отчета СГОЗ должен определяться как доведенный до заказчика объем финансового обеспечения, предназначенного для осуществления им оплаты по контрактам в соответствующем финансовом году. Факт неполного использования такого обеспечения в соответствии с указанными целями на размер СГОЗ не влияет.

По Закону № 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять не менее 15% от совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства. Каков порядок документального отчета поставщика перед заказчиком в случае привлечения таких субъектов в качестве соисполнителей и субподрядчиков и какова ответственность поставщика за непривлечение их в предусмотренном контрактом объеме?

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик обязан осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства не менее чем 15% от совокупного годового объема закупок.

Каким образом поставщик должен отчитаться перед заказчиком о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства? Какие документы должен запросить заказчик у поставщика в подтверждение?

В соответствии с каким документом должна быть установлена ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций? Если поставщик не исполнил данное условие заказчика, будет ли предусмотренный контрактом объем такого привлечения (15%) учитываться при определении объема закупок, осуществленных заказчиком в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ, и при подготовке соответствующего отчета?

На этот вопрос отвечают эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Валерия Счетчикова, Алексей Александров.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.

Порядок документального подтверждения исполнения контрагентом предусмотренных обязательств по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должен быть предусмотрен контрактом. На наш взгляд, подтверждающими документами могут быть, в частности, копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений.

Размер ответственности за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условия о привлечении к исполнению контрактов лиц из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должен определяться в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

В случае неисполнения контрагентом условия контракта о привлечении к исполнению контракта лиц из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотренный контрактом объем такого привлечения не учитывается ни при определении объема закупок, осуществленных заказчиком в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ, ни при подготовке соответствующего отчета.

Обоснование позиции

1. Как следует из ч. 5 и 6 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в проект контракта в обязательном порядке должны включаться конкретное значение объема привлечения поставщиком (подрядчиком, исполнителем — контрагентом) к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО), а также положение о гражданско-правовой ответственности контрагентов за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Невыполнение этого требования является нарушением, что подтверждается и правоприменительной практикой (решения ФАС от 19.03.2015 № К-200/15, от 15.01.2015 № К-10/15, п. 5 темы 1 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2014), решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.01.2015 по делу № А62-6214/2014).

Будучи включенным в контракт, условие о привлечении к исполнению контрактов лиц из числа СМП и СОНО становится условием исполнения предусмотренных контрактом обязательств, которые, в свою очередь, должны быть исполнены с учетом этого условия (ст. 309 ГК РФ). Следовательно, исполнение подобного контракта с нарушением указанного условия является ненадлежащим исполнением обязательства, то есть может квалифицироваться как основание для наступления гражданско-правовой ответственности.

Закон № 44-ФЗ не предусматривает правил, позволяющих заказчику проконтролировать, какой объем товаров (работ, услуг) действительно был поставлен (выполнен, оказан) не контрагентом, а привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП и СОНО. Отсутствуют в этом законе и нормы, обязывающие контрагента предъявлять заказчику какие-либо документы, подтверждающие факт привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО. В ч. 2 ст. 101 Закона № 44-ФЗ содержится лишь общее положение, обязывающее заказчика осуществлять контроль за предусмотренным ч. 5 ст. 30 данного закона привлечением контрагентом к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО. А ч. 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что контрагент в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств.

На наш взгляд, из приведенных норм следует, что заказчик вправе запрашивать у контрагента документы, подтверждающие исполнение условия контракта о привлечении контрагентом субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО, а контрагент обязан предоставить соответствующие документы и иную информацию, касающуюся хода исполнения обязательств, в соответствии с условиями контракта. Иными словами, способ и порядок подтверждения контрагентом факта исполнения обязанности, указанной в ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, следует предусматривать условиями контракта. По мнению представителей Минэкономразвития России, исполнение контрагентом обязанности, указанной в ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, может подтверждаться копиями договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и т.п. (письмо от 08.11.2013 № Д28и-2183).

2. Часть 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, указывая на необходимость включения в контракт условия о гражданско-правовой ответственности контрагентов за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов лиц из числа СМП, СОНО, не конкретизирует порядок определения такой ответственности, ее вид и размер. На наш взгляд, поскольку, как показано выше, неисполнение указанного условия является не чем иным, как ненадлежащим исполнением предусмотренного контрактом обязательства, ответственность за это должна определяться в соответствии с общим порядком, установленным Законом № 44-ФЗ.

Соответствующий порядок определен в ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в силу ч. 8 которой за не связанное с просрочкой неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, начисляются штрафы. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Следовательно, как нам представляется, размер ответственности за неисполнение контрагентом условия о привлечении к исполнению контрактов лиц из числа СМП, СОНО должен определяться именно в соответствии с Правилами. В подтверждение сказанному см., например, письмо Минэкономразвития России от 22.12.2014 №Д28и-2777, п. 6.7 приказа Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области от 30.04.2015 № 16, решение УФАС России по Ростовской области от 26.06.2014 по делу № 1238/03, с текстом которого можно ознакомиться по ссылке: http://zakupki.gov.ru/pgz/documentIcrDownload?documen tId=121242.

3. На основании ч. 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ в отчет об объеме закупок у СМП, СОНО, указанный ч. 4 данной статьи, включается информация об объеме привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. При этом согласно подп. «е» п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238, в позиции 6 формы отчета об объеме закупок у СМП и СОНО учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента цены контракта.

Очевидно, что в случае неисполнения контрагентом условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, отсутствует и показатель, который может быть включен в отчет об объеме закупок у СМП, СОНО и учтен в объеме закупок, которые должны осуществляться заказчиками в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

В заключение отметим, что правоприменительной практики по заданным вопросам мы не обнаружили. За официальными разъяснениями вы можете обратиться в ФАС России.


Назад в раздел

КростМосинжпроектГеопроектизысканияКапитал
ПНСКоминвест-АКМТДоркомэкспоСбербанк