НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Обязан ли заказчик, разрабатывая положение о закупке в рамках закона № 223-ФЗ, руководствоваться ст. 31 закона № 44-ФЗ при составлении требований к участникам закупки?

Организация осуществляет закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Обязан ли заказчик в своем положении о закупке предъявлять такие требования к участникам закупки, которые предусмотрены ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? Или же заказчик имеет право разработать требования к участникам закупки на свое усмотрение?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: требования к участникам закупки, предусмотренные заказчиком в положении о закупке и документации о конкретной закупке, не обязательно должны соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Обоснование вывода

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам лицами, перечисленными в ч. 2 ст. 1 данного закона, который не определяет непосредственно способы закупки, условия их применения и порядок проведения закупки. Закупочная деятельность заказчика регламентируется разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке положением о закупке. Именно этим документом устанавливаются и требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки), условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона № 223-ФЗ, см. также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 № Д28-317).

Это касается и требований, предъявляемых к участникам закупки, за исключением правила ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Оно допускает установление требования об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 этого закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон № 223-ФЗ, в отличие от Закона № 44-ФЗ, не конкретизирует требования к участникам закупки, которые вправе установить заказчик.

Однако ограничения свободы заказчика в установлении таких требований следуют из ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, устанавливающей принципы закупок. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. А в силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ еще одним из принципов закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Как видим, закон прямо допускает установление заказчиком требований к участникам закупки, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке, лишь при условии, чтобы эти требования были обоснованными и измеряемыми. При этом закон не обязывает заказчика устанавливать в положении о закупке требования к ее участникам, предусмотренные ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Безусловно, следует учитывать и требования ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей совершение заказчиком при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений действий, ограничивающих конкуренцию. Перечень таких действий, приведенный в этой норме, не является исчерпывающим, и законом не дано исчерпывающего перечня таких действий. Однако из анализа действий, перечисленных в указанной части, в том числе конкретно в п. 2 (координация организаторами торгов запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участникам преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации), подпадающих под запрет, видно, что запрет по существу установлен на предварительный, до проведения торгов, запрос котировок, выбор заказчиком желаемого контрагента и обеспечение его победы при создании видимости конкуренции.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки (для тех или иных способов закупки, закупки тех или иных видов товаров, работ, услуг) и перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям в положении о закупке, учитывая лишь ограничения, вытекающие из законодательства. В документации о конкретной закупке такие требования и перечень таких документов устанавливаются в соответствии с положением о закупке (см. также разд. 8 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 № ИА/44025/12).

Валерия Счетчикова, Алексей Александров, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МОЭКМИЦИНАСатори
СоюзЛокоБанкАКСИТЕХ