НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Вправе ли бюджетное учреждение с разработанным им положением о закупке по закону № 223-ФЗ осуществить закупку по закону № 44-ФЗ?

Бюджетным учреждением утверждено и размещено на официальном сайте положение о закупке. В соответствии с ним закупки осуществляются по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в случаях, предусмотренных в ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Планируется осуществить закупку с оплатой частично за счет бюджетных средств, частично за счет средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности.

Вправе ли бюджетное учреждение осуществить такую закупку по Закону № 44-ФЗ, если у него разработано положение о закупке по Закону № 223-ФЗ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в приведенной ситуации закупка должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Обоснование вывода

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона. Исключением являются отдельные случаи (ч. 2 и 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ), предусматривающие возможность закупки товаров, работ, услуг на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Иными словами, осуществление бюджетными учреждениями закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ предусмотрено в качестве исключения и возможно лишь в случаях, указанных в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Как видим, в случае размещения бюджетным учреждением положения о закупке в установленном порядке осуществляемые учреждением в дальнейшем закупки за счет средств, указанных в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, выводятся из сферы действия Закона № 44-ФЗ и переводятся в сферу действия Закона № 223-ФЗ. Подтверждение этому можно найти и в нормах ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, указывающей, что решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в п. 1 — 3 ч. 2 этой статьи, в порядке, установленном самим Законом № 44-ФЗ или в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не может быть изменено в текущем году. Отсюда следует, что в случае утверждения и размещения в ЕИС положения о закупке бюджетное учреждение начинает осуществлять параллельно два разных вида закупок: одни — по Закону № 44-ЗФ, другие — по Закону № 223-ФЗ.

Вместе с тем в Законе № 44-ФЗ отсутствуют нормы, обязывающие осуществлять те или иные закупки исключительно за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ или, наоборот, внебюджетных источников финансирования. Никакими иными нормативно-правовыми актами подобные ограничения также не установлены. Таким образом, заказчик вправе осуществить закупку, используя «смешанное» финансирование.

Общий же принцип, предусмотренный ст. 15 Закона № 44-ФЗ, состоит в том, что само по себе использование при закупке бюджетных средств означает необходимость осуществления закупкив соответствии с положениями Закона№44-ФЗ. Таким образом, даже частичное использование бюджетным учреждением для оплаты по договору средств бюджета исключает возможность осуществления такой закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития РФ от 31.10.2014 № Д28и-2261). Это означает, что в приведенной ситуации закупка должна быть осуществлена в порядке, предусмотренном положениями Закона № 44-ФЗ.

Лилия Баркова, Алексей Александров, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

КапиталМоскапстройИНАОЭК
ФУДСоюзЦентр