НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Включаются ли договоры на оказание услуг телекомпаний, доступа к Интернету и т.п., заключенные до 01.01.2015 и пролонгированные на 2015 год автоматически или с помощью подписания дополнительного соглашения, в реестр договоров?

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» определено, что включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 1 января 2015 года. Указанные договоры заключаются в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Подлежат ли включению в реестр договоры на оказание услуг телекомпаний, доступа к Интернету и т.п., заключенные до 01.01.2015 и пролонгированные на 2015 год автоматически или путем подписания дополнительного соглашения?

Информация о пролонгации в 2015 году договоров включается в реестр договоров, если в результате пролонгации заказчик в новый период времени приобретает новое количество товаров, новый объем работ, услуг.

С 1 января 2015 года вступила в силу ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В ч. 2 этой статьи установлена обязанность заказчика в течение трех рабочих дней со дня заключения договора вносить информацию и документы, установленные Правительством РФ в соответствии с ч. 1 данной статьи, в реестр договоров.

Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утверждены постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132. Согласно п. 2 постановления, включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 1 января 2015 года.

Таким образом, чтобы определить, подлежит ли включению в реестр договоров информация об указанных в вопросе договорах, необходимо определить, является ли пролонгация таких договоров новой закупкой на основании нового договора.

В силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ извещение о закупке должно определять предмет договора с указанием количества поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. В документации о закупке должны быть указаны сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Названные сведения должны содержаться и в заключаемом в рамках закупки договоре, проект которого является неотъемлемой частью извещения и документации о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Кроме того, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ регламентирует при заключении и исполнении договора порядок размещения в Единой информационной системе изменений объем закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в составленном по результатам закупки. Информация об изменении договора с указанием измененных условий размещается не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор.

Таким образом, независимо от того, каким образом сторонами определен срок действия договора, заключаемый в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ, договор должен предусматривать количество товаров, объем работ или услуг и срок их поставки (выполнения, оказания). Иными словами, результатом закупки является поставка определенного количества товаров либо выполнение, оказание определенного объема работ, услуг в определенные сроки.

Соответственно, продление заключенного по результатам закупки договора (как дополнительным соглашением, так и автоматическое), в результате которого поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан поставить новое количество товаров либо выполнить (оказать) новый объем работ (услуг) в новый период времени, является новой закупкой на основании нового договора. Оно должно производиться с соблюдением предусмотренных Законом № 223-ФЗ процедур.

ФАС России, разъясняя нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», указывала, что при заключении дополнительных соглашений, которыми действие соответствующего государственного контракта на поставку коммунальных услуг, заключенного с единственным поставщиком, продлевается на новый срок, такие контракты считаются вновь заключенными. Их заключение должно осуществляться в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ (см. п. 5 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2011 года). Эта позиция явно основана на признании равнозначности «заключение договора» и «заключение договора путем продления ранее заключенного». Причем, как видим, контролирующий орган не усматривает нарушения закона в «заключении договора путем продления ранее заключенного», поскольку в данном случае Закон № 94-ФЗ допускал размещение заказа у единственного поставщика. Данная позиция, по логике вещей, сохраняет актуальность и сейчас, поскольку ныне действующий Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит аналогичные нормы.

В рассматриваемой ситуации эта позиция может быть применена с учетом того, что Закон № 223-ФЗ, в отличие от вышеуказанных законов, сам по себе не ограничивает условия выбора тех или иных способов закупки, а также не запрещает автоматической пролонгации договоров.

С учетом изложенного определенно следует, что информация о пролонгации в 2015 году указанных в вопросе договоров должна быть внесена в реестр договоров, если в результате пролонгации поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется в новые сроки поставить новое количество товара (новый объем работ, услуг).

Вместе с тем надо отметить, что для включения в реестр договоров не должны направляться информация и документы по договорам, заключенным после 1 января 2015 года, в предусмотренных ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ случаях.

Татьяна Штукатурова и Артем Барсегян, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МоскапстройМОЭКМОЭСКМосинжпроект
АктивКапиталМОСПРОМСТРОЙВК