НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Не нарушает ли требования Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» обязанность заказчика при заключении контракта с физическим лицом публиковать в ЕИС все сведения о нем?

Не нарушает ли требования Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» обязанность заказчика при заключении контракта с физическим лицом, согласно Закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», публиковать в ЕИС все сведения о нем?

Организация периодически заключает договоры подряда на выполнение работ (оказание услуг) с физическим лицом, то есть производит закупку работ (услуг). В соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» организация обязана публиковать все сведения (наименование контрагента, предмет, ИНН, сумму договора и др.) о заключенном договоре в Единой информационной системе, а с 2016 года также обязана публиковать отсканированный вид договора. Таким образом, публикуются фамилия, имя, отчество, ИНН, паспортные данные, адрес регистрации, сумма и предмет выполняемых работ (услуг) физического лица, что нарушает требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В свою очередь, непубликация вышеуказанных данных влечет за собой нарушение требований Закона № 223-ФЗ.

Как правильно поступать заказчику при осуществлении подобных закупок?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: заказчик обязан направлять предусмотренные нормативными актами сведения, содержащие персональные данные контрагентов, в Федеральное казначейство для включения в реестр договоров. Получать согласие субъекта персональных данных для этого не требуется.

Обоснование вывода

Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», абз. 2 подп. «е» п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132, информация в отношении физического лица, с которым заключен договор в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ (фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика), направляется заказчиком в Федеральное казначейство для включения в реестр договоров.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» такая информация представляет собой персональные данные. Сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передача (распространение, предоставление и т.п.) персональных данных представляют собой их обработку (п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ). Следовательно, заказчик, направляя в Федеральное казначейство персональные данные физических лиц, с которыми у него заключены договоры, осуществляет обработку персональных данных.

По общему правилу, обработка персональных данных должна осуществляться с согласия субъекта персональных данных (ст. 6, 9 Закона № 152-ФЗ). Исключения из этого правила предусмотрены п. 2 — 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ. В частности, обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается, если она необходима в целях, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). В рассматриваемой ситуации персональные данные передаются заказчиком в Федеральное казначейство во исполнение обязанностей, возложенных на заказчика Законом № 223-ФЗ, поэтому для такой обработки согласие субъекта персональных данных не требуется.

В заключение отметим, что в ряде разъяснений представителей государственных органов можно встретить позицию, предполагающую в целях получения согласия потенциальных контрагентов на обработку их персональных данных включать в документацию о закупке в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ соответствующее требование к участникам закупки, являющимся физическими лицами (см., например, п. 1 письма Минфина России от 20.03.2015 № 02-02-09/15487, письмо Министерства экономического развития РФ от 16.01.2015 № Д28и-54). На наш взгляд, подобные разъяснения основаны на неверном толковании положений Закона № 152-ФЗ. Кроме того, упомянутые органы не уполномочены давать официальные разъяснения по вопросам применения законодательства о персональных данных.

Татьяна Чашина и Алексей Александров, эксперт и рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ.


Назад в раздел

МоскапстройМосводоканалМИЦОЭК
МОСПРОМСТРОЙСбербанкПНССоюз