НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Чем должен руководствоваться заказчик, производящий закупку по закону № 44-ФЗ путем запроса котировок, при определении начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)?

Заказчиком производится закупка путем запроса котировок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заказчик получил три коммерческих предложения, в извещении о проведении запроса котировок он указал НМЦК, определенную по самой низкой из указанных в коммерческих предложениях цене.

Участники закупки не согласны с таким определением НМЦК и считают, что НМЦК подлежала расчету по формуле в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

Обязан ли заказчик при расчете НМЦК производить корректировку цен в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», или заказчик вправе взять за основу НМЦК минимальное значение из трех полученных коммерческих предложений?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: при проведении запроса котировок НМЦК может быть установлена исходя из наименьшего ценового предложения.

Обоснование позиции

В соответствии с п. 3.20, 3.21 Методических рекомендаций при расчете НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) НМЦК определяется с учетом всех цен товаров, работ, услуг, содержащихся в используемых заказчиком источниках ценовой информации. При этом напомним, что в силу ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным при определении и обосновании НМЦК.

Вместе с тем следует учитывать, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок предусматривает обязательность использования заказчиком именно методов определения НМЦК, перечисленных в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Положения ст. 22 названного закона (ч. 2 — 6, 13 — 18) устанавливают ряд общих требований к порядку определения НМЦК. Что касается Методических рекомендаций, они лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с использованием указанных методов (п. 1.2 Методических рекомендаций). Большинство положений Методических рекомендаций имеют именно рекомендательный характер, иными словами, не являются обязательными при определении цен контрактов. На это обращают внимание и специалисты Минэкономразвития России (письма от 08.04.2014 № Д28и-443, от 03.03.2014 № Д28и-254). Лишь в ряде случаев правила Методических рекомендаций обязательны для применения заказчиками, например, при определении идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 17 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Ни из Закона № 44-ФЗ, ни из Методических рекомендаций не следует, что указываемая в извещении о проведении запроса котировок НМЦК контракта во всех случаях должна быть равна НМЦК, которая определяется по формуле, содержащейся в п. 3.21 Методических рекомендаций.

Согласно ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Следовательно, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок наилучшим условием исполнения контракта как критерием, по которому осуществляется выбор контрагента, является наименьшая цена, по которой будет приобретен объект закупки (разумеется, при соблюдении требований к качеству товара, работы или услуги). Если при сохранении качественных характеристик товара, работы или услуги НМЦК контракта устанавливается в размере ниже (или, во всяком случае, не выше) того размера цены, который будет рассчитан с применением метода сопоставимых рыночных цен, такой подход, с нашей точки зрения, вполне согласуется с принципами ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, на которых основана контрактная система в сфере закупок (ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ), поскольку он объективно направлен на достижение целей закупок (ст. 13 Закона № 44-ФЗ) с наименьшими затратами для заказчиков.

С учетом изложенного, на наш взгляд, в рассматриваемом случае для обоснования цены контракта заказчик обязан произвести расчет НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (при отсутствии оснований для применения иных методов), однако для целей проведения запроса котировок НМЦК может быть установлена и исходя из выбора наименьшей цены товара, работы или услуги из имеющихся ценовых предложений при условии, что такая наименьшая цена будет приведена в соответствие с условиями планируемой закупки (ч. 4 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, п. 3.17 Методических рекомендаций), если такая НМЦК окажется не выше размера НМЦК, который будет рассчитан по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ и Методических рекомендаций.

Алексей Александров и Лилия Баркова, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

КапиталТеплоцентрстройГлавУПДКМОЭК
ЦентрМОСПРОМСТРОЙАБЗКапстройсити