НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Вправе ли Федеральное бюджетное учреждение сдать в субаренду на несколько часов в день помещение, арендуемое у частной коммерческой организации, при отсутствии такого вида деятельности в уставе данного учреждения и ЕГРЮЛ?

Федеральное бюджетное учреждение намерено сдать в субаренду помещения, арендованные у частной коммерческой организации. Возможность сдачи помещений в субаренду по согласованию с арендодателем предусмотрена договором аренды. Учреждение планирует сдавать одно из арендуемых помещений в субаренду на несколько часов в день. Указанный вид деятельности в уставе учреждения и ЕГРЮЛ отсутствует.

Необходимо ли в данном случае согласовывать с собственником сдачу помещения в субаренду, внести указанный вид деятельности в устав учреждения и ЕГРЮЛ и применять положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: для заключения договора субаренды арендатору следует получить согласие арендодателя, а также собственника. Для осуществления указанной деятельности учреждению следует внести изменения в его устав, а также в ЕГРЮЛ.

На заключение договора субаренды имущества частных организаций законодательство о контрактной системе и антимонопольное законодательство не распространяются.

Обоснование вывода

1. Прежде всего отметим, что законодательством не запрещена передача в субаренду помещений, арендованных бюджетными учреждениями. Разумеется, в силу п. 2, 3 ст. 615 ГК РФ для передачи в субаренду арендуемых помещений арендатору необходимо получить согласие арендодателя, что в данном случае указано и в договоре аренды (см. также, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2012 № Ф07-2912/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.04.2009 № А19-9501/08-46-Ф02-1408/2009).

Кроме того, формально п. 3 ст. 298 ГК РФ обязывает бюджетное учреждение получить согласие собственника для распоряжения недвижимым имуществом (включая его передачу в субаренду) независимо от того, находится такое имущество в оперативном управлении учреждения или используется им на ином основании (например, на основании договора аренды).

2. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это соответствует указанным целям и служит их достижению. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение может осуществлять в соответствии с целями его создания, определяется его учредительными документами (п. 2 ст. 24, п. 2, 4 ст. 9.2, абз. 5 п. 3 ст. 14 Закона о НКО, п. 4 ст. 50 ГК РФ).

Таким образом, деятельность по сдаче в субаренду арендованных помещений может осуществляться бюджетным учреждением, если она указана в уставе учреждения, соответствует целям, ради которых оно создано, служит их достижению.

Внесение изменений в устав бюджетного учреждения отнесено к компетенции представителей его учредителя — высших органов исполнительной власти соответствующего публичноправового образования (п. 4 ст. 14 Закона о НКО). В случае принятия учредителем решения о внесении соответствующих изменений в устав учреждения эти изменения подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента таковой (п. 6 ст. 52 ГК РФ).

Для государственной регистрации изменений в уставе, согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», учреждению необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), следующие документы:

• заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001, утвержденная приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — Приказ № ММВ-7-6/25@), подписанное заявителем. Заявление подписывает руководитель бюджетного учреждения (подп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ); если документы в регистрирующий орган представляются на бумажных носителях, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ);

• решение учредителя о внесении изменений в устав учреждения;

• изменения, вносимые в устав, или устав в новой редакции;

• документ об уплате государственной пошлины (800 руб- лей — подп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Кроме того, как следует из подп. «п» п. 1 ст. 5, п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, требуется внести в ЕГРЮЛ сведения о коде ОКВЭД, который соответствует указанному в вопросе виду деятельности. Для этого в течение 3 рабочих дней в регистрирующий орган по месту своего нахождения необходимо представить подписанное руководителем учреждения заявление по форме № Р14001, утвержденной Приказом № ММВ-7-6/25@ (помимо титульного листа и листа Р заполняется лист Н заявления).

3. Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 3, 5 — 7 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данный закон регулирует заключение гражданско-правовых договоров (контрактов), направленных на приобретение заказчиками, включая бюджетные учреждения, товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Заключая договор субаренды, бюджетное учреждение не приобретает помещения во временное владение и (или) пользование, а передает их субарендатору.

Соответственно, заключение таких договоров указанный закон не регулирует.

Также не распространяются на заключение этого договора и требования антимонопольного законодательства, поскольку из ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что эта статья устанавливает требования к порядку заключения договоров о передаче во временное владение и (или) пользование государственного либо муниципального имущества (см., например, постановление Первого ААС от 13.03.2015 № 01АП-7748/14, постановление Девятого ААС от 13.07.2015 № 09АП-20485/15).

Соответственно, передача в субаренду имущества, арендованного бюджетным учреждением у частной коммерческой организации, регулируется только общими положениями гражданского законодательства.

Передача вещи в субаренду, как и в аренду, всегда влечет временное отчуждение собственником права пользования этой вещью, которое должно быть оформлено документально. На практике учитывать помещение в качестве арендованного (субарендованного) на забалансовом счете в течение нескольких часов в день и составлять каждый день два акта приема-передачи помещения может быть крайне затруднительным. Поэтому в действительности контрагенты в подобных случаях, как правило, оформляют акты оказания услуг.

Аркадий Серков, Игорь Котыло, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МОЭКЭнергокомплексТеплоцентрстройМосводоканал
ЛокоБанкКоминвест-АКМТАБЗ