ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Кредитор по конкурсу

МУП, учредителем которого является сельское поселение, осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и ведет закупочную деятельность в соответствии с положением о закупке. МУП планирует взять в банке кредит на сумму 500 тыс. руб.
Нужно ли МУПу при заключении кредитного договора руководствоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ?

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливаются общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг (ч. 1, 2 ст. 1). К сожалению, сам ФЗ-223 не раскрывает понятия «поставка товаров», «выполнение работ» и «оказание услуг». Но поскольку согласно ч. 1 ст. 2 этого Закона при закупке заказчики руководствуются помимо ФЗ-223, в частности, еще и ГК РФ, то можно сделать вывод, что под его действие подпадает заключение только тех договоров, которые описываются Гражданским кодексом РФ. Заключению означенных договоров посвящены соответствующие разделы ГК РФ: «поставке товаров» — параграф 3 главы 30 ГК РФ; «выполнению работ» — главы 37 и 38; «оказанию услуг» — глава 39 и главы, перечисленные в п. 2 ст. 779 ГК РФ. Договор кредита, регулируемый параграфом 2 главы 42 ГК РФ, явно не относится к поставкам и выполнению работ и не указан в п. 2 ст. 779 ГК РФ.

Однако следует обратить внимание на то, что ч. 1 ст. 1 Закона о закупках указывает на то, что ФЗ-223, регулируя закупки для нужд заказчика, никоим образом не выделяет какие-либо виды таких нужд. Закрытый перечень отношений, не подпадающих под регулирование указанного Закона, перечислен в его ч. 4 ст. 1, которая изначально включала в себя еще и п. 6 (утратил силу с 1 января 2012 года). Согласно означенной норме, действие Закона № 223-ФЗ не распространялось на случаи осуществления заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В число таких «финансовых услуг» на тот момент входило и предоставление кредита.

Но впоследствии Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ п. 6 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗбыл признан утратившим силу. Одновременно с этим были внесены изменения в ст. 18 Закона о защите конкуренции, исключающие лиц, обязанных руководствоваться ФЗ-223 (субъекты естественных монополий), из числа лиц, обязанных проводить отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг в порядке, определенном этой статьей.

Отсюда можно сделать вывод, что законодатель исходил из того, что заключение заказчиками — субъектами Закона № 223-ФЗ договоров на приобретение «финансовых услуг», включая кредитование, подпадает под действие ФЗ-223. Таким образом, на наш взгляд, МУП должен проводить отбор финансовых организаций для «оказания услуг по предоставлению кредита» с учетом положений ФЗ-223, в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Обращаем внимание: это не означает, что предприятие обязано проводить именно торги для заключения таких договоров. Заказчик вправе проводить отбор финансовых организаций для «оказания услуг по предоставлению кредита» любым из установленных положением о закупке способом с учетом определенных положением о закупке условий выбора такого способа.

Аркадий Серков и Надежда Верхова,
эксперты службы правового консалтинга
компании ГАРАНТ


Назад в раздел

КапиталМОЭСКМД-группМоскапстрой
ДоркомэкспоМОСПРОМСТРОЙЦентрАктивКапитал