НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Необходимо ли кредитной организации вносить закупку в план-график и какие действия кредитная организация должна совершить для заключения договора на проведение обязательного аудита?

Согласно ст. 16, 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчики обязаны до осуществления закупки сформировать и разместить в Единой информационной системе план-график закупок. Формирование плана-графика осуществляется на основе плана закупок (план закупок обязателен к утверждению с 01.01.2017). Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

Кредитная организация (банк) проводит в рамках Закона № 44-ФЗ закупку — отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности банка.

Необходимо ли банку соблюдать указанное требование Закона № 44-ФЗ о формировании и размещении в Единой информационной системе плана-графика закупок?

Какие действия должен осуществить заказчик для заключения договора на проведение обязательного аудита?

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. 

Из данной нормы следует необходимость для заказчика при заключении договора на проведение обязательного аудита руководствоваться не всеми положениями Закона № 44-ФЗ, а лишь теми, которые непосредственно регулируют порядок проведения открытого конкурса, а именно ст. 48 — 54 указанного закона. Необходимость руководствоваться в этой части положениями Закона № 44-ФЗ не означает, что организация исполняет все обязанности заказчика, предусмотренные этим законом (аналогичная позиция высказана в п. 3 письма Минэкономразвития России от 04.04.2011 № Д06-1874). Иными словами, необходимость применения норм Закона № 44-ФЗ к порядку проведения конкурса на отбор аудитора, аудиторской организации не приравнивает организацию к заказчику, руководствующемуся этим федеральным законом в целом, а заключаемый по итогам такого конкурса договор — к заключаемому в соответствии с этим законом контракту. Равным образом потребности организации в приобретении услуг аудитора не могут рассматриваться как государственные или муниципальные нужды.

Соответственно, в рассматриваемой ситуации следует применять лишь процедурные нормы Закона № 44-ФЗ, регулирующие порядок проведения открытого конкурса и заключение договора по итогам его проведения, а именно правила ст. 48 — 54 Закона № 44-ФЗ.

Поэтому в данном случае нет необходимости размещать в Единой информационной системе план-график размещения заказов (ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Заказчиком для заключения договора на проведение обязательного аудита выполняются следующие действия:

1) создается конкурсная комиссия (ст. 52, 53 Закона №44-ФЗ, п. 2.3, 2.4 Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014, протокол № 14);

2) в ЕИС размещается извещение о проведении открытого конкурса в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 49 Закона № 44-ФЗ. В извещении указывается информация, перечисленная в п. 1 — 9 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ;

3) одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса в ЕИС размещается конкурсная документация с приложением проекта контракта, который является ее неотъемлемой частью (ч. 2 и 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ). Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать сведения, указанные в ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Отметим, что конкурсная документация должна также содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Особенности описания объекта закупки и обоснования НМЦК содержатся в разделах 3 и 5 Методических рекомендаций соответственно.

Как указано в п. 8.2 Методических рекомендаций, проект договора на проведение аудита, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности;

4) проводится конкурс в соответствии со ст. 51 — 53 Закона № 44-ФЗ;

5) по результатам конкурса заключается договор на проведение обязательного аудита в соответствии со ст. 54 Закона № 44-ФЗ.

Наталия Павлова, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГераМОЭКГлавУПДКЭнергокомплекс
АКСИТЕХСбербанкСоюз