НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Необходимо ли проведение закупочных процедур для заключения договора на оказание аудиторских услуг организации, проводящей закупки только по закону № 223-ФЗ?

Организация подлежит обязательному аудиту по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», производит закупку всех работ и услуг только посредством проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Необходимо ли для заключения договора на оказание аудиторских услуг обязательное проведение закупочных процедур?

По общему правилу проведение торгов с целью заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ или оказание услуг является правом покупателя (заказчика) и становится обязательным только в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 447 ГК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Приведенная норма, по ее буквальному значению, уточняет порядок отбора исполнителей при заключении договора на проведение аудита в случаях, когда такой отбор должен осуществляться путем проведения открытого конкурса. Обязанность проведения конкурса предусмотрена, в частности, в отношении организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, унитарных предприятий, которые проводят конкурс в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ч. 5 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Причем нормы, устанавливающие обязательное участие в закупках субъектов малого предпринимательства, предусмотрены и Законом № 44-ФЗ (ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Представляется, что, исходя из целей законодательного регулирования, норма ч. 5 ст. 5 Закона № 307-ФЗ не может быть истолкована как обязывающая проводить открытый конкурс по отбору аудиторских организаций (аудиторов) всеми организациями, кроме предусмотренных этой нормой, в частности организаций, объем выручки которых превышает 1 млрд руб., то есть устанавливающая более строгую форму отбора аудиторской организации для некрупных организаций и, напротив, исключающая обязанность осуществлять такой выбор посредством проведения конкурса для наиболее крупных юридических лиц.

Следовательно, как по буквальному значению, так и по смыслу ч. 5 ст. 5 Закона № 307-ФЗ предусмотренное этой нормой правило не направлено на установление обязанности по проведению открытого конкурса — оно лишь уточняет порядок проведения такого конкурса применительно к случаям, когда процедура открытого конкурса является обязательной (в частности, в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

Таким образом, поскольку организация не относится к лицам, указанным в ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, она вправе осуществить отбор аудиторской организации (аудитора) без проведения торгов.

В таком случае договор на проведение обязательного аудита может быть заключен и без соблюдения порядка, который предусмотрен Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», поскольку согласно п. 7 ч. 4 ст. 1 этого закона он не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Чернова Анастасия, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МосинжпроектОЭКМоскапстройТеплоцентрстрой
МОСПРОМСТРОЙДоркомэкспоКапстройсити